Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Периодизация истории христианства на Кольском Севере ТРЕТИЙ ПЕРИОД Время правления Государей Российских Василия III и Иоанна IV Грозного (XVI в.) Следует признать, что целенаправленная христианская миссия на Крайнем Севере стала возможной лишь с установлением власти государей Московских. С этого вре мени движение на Север инициировалось государством и Церковью и осуществлялось монахами-миссионерами. Это была принципиально новая ситу ация, в отличие от предыдущего периода, когда колонизационное движение Новгорода на север инициировалось новгородским боярством и «житьими людьми» (по сути, финанси стами). Следует признать, что Новгород сумел добиться очень высоких результатов в организации чрезвычайно непростого дела: добыче се верных товаров и их доставке из столь удаленных и труднодоступных мест Крайнего Севера. Здесь требовались огромные средства и твердая организация. Однако до знаменитых просветителей XVI века преподобных Трифона Печенгского, Феодорита Кольского, Варлаама Керетского и их учеников, действовавших по единому стратегическому плану просвещения местных народов и присоединения северных земель к Московской державе, здесь появлялись лишь подвижники-одиночки. Это были отшельники-пустын- ножители, в основном эмиссары Николо-Корельского монастыря, уче ники преподобного Евфимия Корельского (XIV-XV вв.). Надо сказать, что Новгородская экспансия в направлении северных зе мель проводилась с конкретной, сугубо практической целью подчинения северных народов для их последующего обложения данью пушниной и некоторыми иными товарами. Задачи присоединения этих территорий к Руси вовсе не стояло. Новгород не желал нести каких-либо расходов на предмет создания здесь опорных пунктов, острогов, представительств го сударственной власти, а тем более церквей, предполагающих обширную миссию по христианскому просвещению края. Эту особенность в 1220 Великий князь Василий III Иванович. Гравюра из книги Андре Теве (Thevet) «Реальные жизни и портреты прославленных мужей... » , 1584 г. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz