Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Людмила Борисовна Белова, Наталья Алексеевна Ефимова i2f. ,*л • ##«•»<"“ * •Л. — 4.дмшы I' й*тл - в л м • * зг •- ■ 2д., оирис**штилллмпы оnfHMHWelHJfSifr S T Л . e a iJ ^ i -’Х ° . V - ялаш1гл«иг^лл* л^_- *у ^>*' '•‘л. .4 и<,Д л>»«*И1Сл<4-- ьл»д • J* oC^i£vrMrtiVim<ntf«eif- в/уи».«з- Дй б^.ви. •>о ОЯвлш»я’|’нт*л1 <>£гЛА - е л а -л«И■ |ц *!^А. , •* 75 < ^ у . ,. Л ,,-г(М*Л7ЛчглЩГ*~*Кг — 9,Уг~: » д .* у^_. у ,7 ' '* ■[ 4~**г Р . . ...- >1-- Рис. 1 Евангелие было передано из церкви в Древ лехранилище Архангельского епархиального церковно-археологического к о м и т е т а а ныне хранится в Архангельском собрании ВАН (Ар- ханг. Д. 32). В описях Пазрецкой церкви 1842 и 1854 гг. учтено напрестольное письменное Евангелие «четвертное» 2. По преданию Еван- ^ г ^ _____ гелие в числе других предметов церковного оби- | ^‘ хода и книг было прислано Иваном Грозным I ■’■' - •■>.";А в церковь, основанную преподобным Три фоном 3. Никаких записей, подтверждающих это, на рукописи нет. Единственная запись свидетель ствует о посещении в 1858 г. Борисоглебского храма епископом Архангельским и Холмогор ским Александром. В ней перечислены имена, сопровождавших его лиц печенгского священ ника Василия Дьячкова, поддиакона Василия Ле- гатова, монаха Василия и станового Соколова [Рис.1]. В 2018 г. согласно договору Евангелие было отреставрировано на средства Мурманской епархии, а фотосъемка текста рукописи была выполнена Библиотекой академией наук4. [Рис. 2,3 а.] В собрании рукописей Архангельской семинарии (БАН. Арханг. С. 208) хранится сборник, состоящий из двух частей, переписанных в разное время Савинко Петровым (по прозвищу Богдашко). Первая часть рукописи, представляющая собой список Апокалипсиса с виленского издания Но вого Завета (л. 1-21), как сказано в писцовой записи, была написана Бог- Рис. 2 1 ГААО. Ф. 510, on. 1, д. 35, л. 18. 2 О п и с и церковного имущества Кольского Печенгского монастыря и Воскресенского собо ра города Колы XVIII - середины XIX веков. Сборник документов / сост. и авт. статей Д.А. Ермолаев. С.А. Никонов. Мурманск, 2013. С. 278-279,311-313. 3 Бугославский Г. Рукописное евангелие Борисоглебской церкви Пазрецкого прихода Алек сандровского уезда Архангельской губернии/ / АЕВ. 1902 г. № 12-13. С. 391-404; Митрофан (Бада- нин), игумен. Прп. Трифон Печенгский. Исторические материалы к написанию Жития. СПб., Мур манск, 2009. С. 209; Пискунов Т.В. Старинное Евангелие Пазрецкой Борисоглебской церкви. Царский подарок?/ / Материалы международной историко-краеведческой конференции XI Феодоритовские чтения: «Романовы на Мурмане». Североморск, 5 -7 октября 2018 г. Мурманск, 2019. С. 191-199. 4 Переплет реставрировали Елена Валерьевна Смоленчук, Игорь Владимирович Исиляев; ре ставрация бумаги - Юлия Альбертовна Алмазова. Съемку осуществлял Алексей Геннадьевич Сергеев. 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz