Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Два церковных и цивилизационных центра в средневековой Руси: центральнорусский и севернорусский (новгородский)___________ налоги. Церковь здесь «обеспечивалась централизованной десятиной, выделяемой князем из собранных им даней, судебных штрафов и тор говых пошлин» ‘. Но самое важное то, как собирались налоги, и кто их собирал. И Киевская, и Московская Русь знала такое административ но-территориальное деление на низовом уровне как волости и станы2. Причем стан считается более древним установлением. Система станов - это система, связанная с полюдьем, древнейшей на Руси формой княже ского сбора налогов, дожившей до середины XII в .3 Затем, как отмечают специалисты, происходит переход к кормлению, т. е. сбором налогов на чинают заниматься не сами князья, а наместники. Таким образом, даже до эпохи централизации, налоговая система в Средневековой - не-нов- городской - Руси отличалась централизованностью, ведь доход шел князю, а от него уже храмам, монастырям, на дела благотворительности и т. д .4И этот признак, судя по всему, является главным отличительным признаком киевской, а потом московской цивилизационной традиции, потому новгородская налоговая система может характеризоваться как децентрализованная. Возможность получения новгородскими храмами постоянных зна чительных денежных средств, налога с торговых операций, как было отмечено, позволило сложиться централизованной системе приходов. В киевской и московской традиции централизация сбора доходов князем не позволила сложиться централизованной форме приходов и монастырей. Вместо территориального, централизованного прихода в Московской Руси господствовал приход-человек: белый священник, монах-игумен, епархиальный епископ. Именно это обстоятельство по влияло здесь на то, что Церковь здесь не была скована территориаль ными границами, отчего кафедра первоиерарха могла перемещаться по Руси, и никто не видел в этом каких-либо нарушений. Митрополит Киевский перебрался сначала в Суздаль, потом во Владимир, и, на конец, при святителе Петре - в Москву. Нельзя представить себе того, чтобы новгородский предстоятель сменил Новгород на иной город. Это было исключено. 1 Щапов Я. Н . Православная Церковь в Византии и на Руси в X I-XV вв. / / История Европы. М.: Наука, 1992. Т. 2. С. 584. : Аверьянов К. А . Волости и станы Средневековой Руси / / Чтения памяти В. Б. Кобрина «Проблемы отечественной истории и культуры периода феодализма». М., 1992. С. 23-28. Там же. С. 24. 4 Назаренко А . В. Указ. соч. С. 173. 199
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz