Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Два церковных и цивилизационных центра в средневековой Руси: центральнорусский и севернорусский (новгородский)___________ нимая монашества и не лишая себя мирских удобств. Другая группа нов городских монастырей образовывалась далеко от шумного Новгорода на берегах северных рек, на морском побережье и возрастала в суровых условиях существования северной природы. Эти монастыри очень рано (с XII в.) активно начали заниматься торгово-промысловой деятельно стью, накапливали капиталы, расстраивались, укреплялись, решали те кущие социальные задачи помощи местному населению. К таковым относились крупные многолюдные монастырские центры: Соловецкий, Антоние-Сийский, Трифоно-Печенгский Троицкий и др. 1 И третья, наименее приметная часть новгородских обителей, выраставшая также в глухих отдаленных местах, была немноголюдна, бедна, но жизнь ее обитателей целиком была посвящена только Богу. В целом число нов городских монастырей всех трех категорий намного превосходило чис ленность обителей, существовавших в центральной Руси. Новгородский церковный мир был богат, социально деятелен, но отличался прагматич ностью и меркантильным характером. Все, казалось, было у Великого Новгорода, и только одного ему недоставало: сильной централизованной власти. Вот почему ему не только приходилось постоянно «покупать» эту власть, приглашая князей к себе для военных целей, но и смиряться с московской властью, нуждаться в ней и одновременно тяготиться ею. Московский опыт Специфика киевско-московской цивилизационной традиции объ ясняется особенностями церковной жизни, иной формой взаимоот ношения Церкви с государственной властью, иными возможностями Церкви распоряжаться материальными богатствами. Власть великого князя (как и его делегированных представителей - князей, бояр, поме щиков и т. д.) над «московской церковью» была выше власти земства над «новгородской церковью», но для «московской церкви» это ума ление, тем не менее, стало благом, позволяющим ей устоять перед об мирщением. Московская система властедержания опиралась на факт признания всей земли собственностью великого князя. Не личной его собственностью, а государственной, в которой он был верховный ее рас порядитель. Такие взгляды на государственную власть и собственность ! Богословский М . М . Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. М., 1909. Т. 1. С. 7 9 -9 ". 197
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz