Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Два церковных и цивилизационных центра в средневековой Руси: центральнорусский и севернорусский (новгородский)___________ нимая монашества и не лишая себя мирских удобств. Другая группа нов­ городских монастырей образовывалась далеко от шумного Новгорода на берегах северных рек, на морском побережье и возрастала в суровых условиях существования северной природы. Эти монастыри очень рано (с XII в.) активно начали заниматься торгово-промысловой деятельно­ стью, накапливали капиталы, расстраивались, укреплялись, решали те­ кущие социальные задачи помощи местному населению. К таковым относились крупные многолюдные монастырские центры: Соловецкий, Антоние-Сийский, Трифоно-Печенгский Троицкий и др. 1 И третья, наименее приметная часть новгородских обителей, выраставшая также в глухих отдаленных местах, была немноголюдна, бедна, но жизнь ее обитателей целиком была посвящена только Богу. В целом число нов­ городских монастырей всех трех категорий намного превосходило чис­ ленность обителей, существовавших в центральной Руси. Новгородский церковный мир был богат, социально деятелен, но отличался прагматич­ ностью и меркантильным характером. Все, казалось, было у Великого Новгорода, и только одного ему недоставало: сильной централизованной власти. Вот почему ему не только приходилось постоянно «покупать» эту власть, приглашая князей к себе для военных целей, но и смиряться с московской властью, нуждаться в ней и одновременно тяготиться ею. Московский опыт Специфика киевско-московской цивилизационной традиции объ­ ясняется особенностями церковной жизни, иной формой взаимоот­ ношения Церкви с государственной властью, иными возможностями Церкви распоряжаться материальными богатствами. Власть великого князя (как и его делегированных представителей - князей, бояр, поме­ щиков и т. д.) над «московской церковью» была выше власти земства над «новгородской церковью», но для «московской церкви» это ума­ ление, тем не менее, стало благом, позволяющим ей устоять перед об­ мирщением. Московская система властедержания опиралась на факт признания всей земли собственностью великого князя. Не личной его собственностью, а государственной, в которой он был верховный ее рас­ порядитель. Такие взгляды на государственную власть и собственность ! Богословский М . М . Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. М., 1909. Т. 1. С. 7 9 -9 ". 197

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz