Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Олег Викторович Кириченко который был, по сути, главой над священником, что, несомненно, прямо ограничивало власть епископа, который по церковному закону являлся архипастырем для прихожан. Священник был в этой связке лишь испол­ нителем воли народа. Новгородцы же, связывая священника-духовника письменными обязательствами и своей властью, как бы узурпировали епи­ скопскую власть и могли распоряжаться ею по своему произволу. В силу этой несвободы погостский священник нередко был «потаковником» своим прихожанам, а точнее - приходу, его воле, но еще более важно, что он был активно втянут в мирские дела прихожан. Общее целеполагание у новгородцев к стяжанию порой затмевало духовную сторону жизни. В житии основоположника вологодской под­ вижнической школы, выходца из Киева прп. Герасима Вологодского так повествуется об особых качествах новгородцев: «стремясь овладеть бо­ гатым и обширным краем [речь идет о Заволочье - O.K.] предприим­ чивые новгородцы везде, на лучших местах, старались заводить свои колонии, приобретая от местных жителей землю или куплею или силою. Оставляя навсегда родину для отыскания себе нового отечества на бе­ регах Вологды или Сухоны, они как христиане, без всякого сомнения, приводили с собой и священников; овладев какою-нибудь местностью и срубивши на ней городок для защиты от нападений, они немедленно строили в нем или церковь или часовню... Но не любовь и усердие к распространению христианства, а жажда корысти и обогащения влекла новгородцев в дремучие леса севера, - они были более носителями ци­ вилизации и торговли, нежели евангелия. Всеми силами стремясь к до­ стижению материальных целей, новгородцы часто превосходили грубых язычников одною только смелостию и отвагою, ловкостию и опытно- стию в торговле и мало отличались от них нравственностию и образом жизни» \ Новгородские монастыри, как и приходские храмы, во многом на­ ходились во власти земщины. Те из них, что возникли в непосред­ ственной близости от Новгорода (Юрьев, Варлаамо-Хутынский, Антония Римлянина и др.), в наибольшей степени были включены в его мир­ ское пространство. Здесь с XII в. стали хоронить знатных, богатых новгородцев, вкладчиков и попечителей. Со временем эти монастыри принимали своих благодетелей, которые доживали здесь «н а покое», готовясь отойти к вечности. Богатые новгородцы жили здесь, не при­ 1 Исторические сказания и жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прослав­ ляемых всею Церковию и местночтимых. Вологда, 1880. С. 30-3 1. 196

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz