Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Олег Викторович Кириченко который был, по сути, главой над священником, что, несомненно, прямо ограничивало власть епископа, который по церковному закону являлся архипастырем для прихожан. Священник был в этой связке лишь испол нителем воли народа. Новгородцы же, связывая священника-духовника письменными обязательствами и своей властью, как бы узурпировали епи скопскую власть и могли распоряжаться ею по своему произволу. В силу этой несвободы погостский священник нередко был «потаковником» своим прихожанам, а точнее - приходу, его воле, но еще более важно, что он был активно втянут в мирские дела прихожан. Общее целеполагание у новгородцев к стяжанию порой затмевало духовную сторону жизни. В житии основоположника вологодской под вижнической школы, выходца из Киева прп. Герасима Вологодского так повествуется об особых качествах новгородцев: «стремясь овладеть бо гатым и обширным краем [речь идет о Заволочье - O.K.] предприим чивые новгородцы везде, на лучших местах, старались заводить свои колонии, приобретая от местных жителей землю или куплею или силою. Оставляя навсегда родину для отыскания себе нового отечества на бе регах Вологды или Сухоны, они как христиане, без всякого сомнения, приводили с собой и священников; овладев какою-нибудь местностью и срубивши на ней городок для защиты от нападений, они немедленно строили в нем или церковь или часовню... Но не любовь и усердие к распространению христианства, а жажда корысти и обогащения влекла новгородцев в дремучие леса севера, - они были более носителями ци вилизации и торговли, нежели евангелия. Всеми силами стремясь к до стижению материальных целей, новгородцы часто превосходили грубых язычников одною только смелостию и отвагою, ловкостию и опытно- стию в торговле и мало отличались от них нравственностию и образом жизни» \ Новгородские монастыри, как и приходские храмы, во многом на ходились во власти земщины. Те из них, что возникли в непосред ственной близости от Новгорода (Юрьев, Варлаамо-Хутынский, Антония Римлянина и др.), в наибольшей степени были включены в его мир ское пространство. Здесь с XII в. стали хоронить знатных, богатых новгородцев, вкладчиков и попечителей. Со временем эти монастыри принимали своих благодетелей, которые доживали здесь «н а покое», готовясь отойти к вечности. Богатые новгородцы жили здесь, не при 1 Исторические сказания и жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прослав ляемых всею Церковию и местночтимых. Вологда, 1880. С. 30-3 1. 196
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz