Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Олег Викторович Кириченко в Новгороде, который потом распространился и далее по Новгород­ ской земле. При построенном князем в Новгороде храме «великого Ивана на Опоках, на Петрятине дворище», по княжеской же инициа­ тиве в притворе храма устроили весы для взвешивания товаров купцов и взимания пошлин. Церкви же была отдана прерогатива торгового суда. Церковная земля сдавалась в аренду под торговые точки. Хозяй­ ственная жизнь прихода была подотчетна двум старостам из купцов, трем старостам «и з житних людей» (зажиточных) и тысяцкому, вы­ бранному от простолюдинов. Храм содержал школу и богадельню '. В церкви хранились не только весы и деньги купцов (как хранились в Святой Софии вся новгородская к азн а )2, но и самые ценные товары. А тот порядок сбора налога с торговых операций постепенно перешел и на другие важные (при станах) храмы Новгородской земли. Эти не­ малые сборные деньги позволяли содержать храмы, строить новые, писать великолепные иконы, иметь при храмах школы, богадельни и больницы. Церковь в Новгороде формально главенствовала над всем, и она была основательно втянута во все политические и хозяйственные дела новгородцев. В отдаленных от Великого Новгорода пятинах прихо- ды-волости, обозначаемые новгородцами погостами, также содержа­ лись « н а самоокупаемости». В центре любого северного погоста, обширного по своей протяженности3, находился (а их у Новгородской земли было 343) становой храм, т. е. старинный храм, с которого на­ чиналась, устанавливалась жизнь погоста. Все остальные храмы этого погоста назывались выставочные. По сути, погост являлся местом, где в обычные дни собирались торговые пошлины, шел торг, собирались на сходы прихожане «для обсуждения земских дел и производства выборов на мирские должности» 4. Таким образом, в центре погоста находился не какой-то административный пункт, а храм, как и в адми­ 1 П апков А . А . Древнерусский приход. Краткий очерк церковно-приходской жизни в Вос­ точной России до XVIII в. / / Богословский вестник. Январь., 1897. С. 251-283. Март. С. 50. Греков Б. Д. Новгородский Дом Святой Софии (Опыт изучения организации и внутрен­ них отношений крупной церковной вотчины). Ч. 1. СПб., 1914. С. 223. Например, в Никольско-Андомысском погосте на Онежском озере в конце XVI в. насчиты­ валось сельцо, 191 деревня, 5 починок, 8 деревень и несколько сот пустошей - Папков А. А. Погосты в значении правительственных округов и сельских приходов в северной России / /Русский вестник. 1898. Кн. 11-12. С. 72. 4 П апков А . А . Погосты в значении правительственных округов и сельских приходов в се­ верной России. / / Русский вестник, 1898. Кн. 11 -12 . С. 68. 194

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz