Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Два церковных и цивилизационных центра в средневековой Руси: центральнорусский и севернорусский (новгородский)___________ ганизованное церковное пространство, своя система власти. Поначалу власть в Новгороде не отличалась от Киевской, но очень скоро (не это ли заставило Олега перебраться в Киев?!) княжеская власть как таковая была дезавуирована другой властью (в XII в. это было закре­ плено). Принято считать, что «другой» властью была власть земская, коллективно-общественная, с большой значимостью знатных и богатых граждан. Но если бы это было так, на наш взгляд, княжеская власть здесь сумела бы, как это было в Киеве, победить демократизм рода и общины и подчинить их своим задачам. Значит в Новгороде была более сильная, чем народная стихия, сила и власть, способная пере­ ломить ситуацию в свою пользу. И такой силой с самого начала здесь была церковь. Наша гипотеза состоит в том, что новгородские сло- вене принесли с собой из южнобалтийского региона, где они сосед­ ствовали с германцами, западноевропейское понимание преимущества церковной централизации, а не гражданской, светской. На эту осо­ бенность существования западноевропейских варварских королевств обращает внимание А. В. Назаренко И варяжские князья не сумели переломить в Новгороде эту мировоззренческую доминанту, в силу чего переместили политический центр в Киев, где этой проблемы не стояло. Весь земельный фонд территории Новгородской земли состоял из двух частей: частных земель и фонда Дома Святой Софии. Последнее включало в себя: а) государственные земли - то, что было передано вечем Святой Софии, когда в XII в. княжеская власть была заменена земской, выборной, и весь объем княжеских земель отошел новго­ родцам; б) земли новгородского владыки. Нам более интересно по­ смотреть на государственные земли, а это огромные территории (пять пятин, земля в Псковской части и даже в Подмосковье) г. Тут важно одно: именно в этих церковно-государственных угодьях сложился тот особый - образцовый - новгородский порядок церковной жизни, что определял лицо всей новгородской земли. Очень рано, практически тогда же, когда Новгород стал « т о р ­ говой республикой», здесь появилась самобытная форма сбора тор ­ говых пошлин. По инициативе святого благоверного князя Всеволода Мстиславовича был создан особый механизм сбора торговых налогов 1 Назаренко А . В. Указ. соч. С. 103—113. Греков Б. Д. Новгородский Дом Святой Софии (Опыт изучения организации и внутрен­ них отношений крупной церковной вотчины). Ч. 1. СПб., 1914. С. 455. 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz