Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Олег Викторович Кириченко в области высоких технологий, но и в гуманитарной сфере. Сегодня гу­ манитарная сфера (как неинновационная!) не интересует, по большому счету, ни государство, ни его научный авангард - Академию наук. Второй вопрос касается не только методологии (и методики) иссле­ дования, но и мировоззрения. Гуманитарная сфера в советское время, конечно, была сильно засорена идеологией марксизма-ленинизма, но, в конечном счете, это был не внутренний продукт исторической науки, а навязанный ей идейно заточенный методологический инструмент ин­ терпретации объективных данных. Сегодняшнее невнимание государства и РАН к гуманитарной сфере имеет одну из важных причин - невоз­ можность в рамках атеистической методологии двигаться дальше, в силу ее ограниченности. Методология же, построенная на традиционном для русского народа религиозном мировоззрении, продолжает считаться не­ научной, хотя никаких доказательств ненаучности, кроме слов о «кле­ рикализме» не приводится. Между тем, сегодня в академической сфере немало гуманитариев, которые не отрывают мировоззрение религиозное от научного, считая, что одно другому помогает, а не мешает. Сегодня таких людей немало, они давно нашли для себя необходимый научный язык, подобрали ключ исследования разных тем. Например, в этнографии традиционное общество, каким, скажем, было русское крестьянское об­ щество до 1917 г., изучается в рамках религиозной мотивации; общество модерна (XVIII - начало XX в.) исследуется в понятиях неатеистического рационализма, а постмодерн (скрытый советский и открытый постсовет­ ский) изучается в рамках атеистического рационализма. В связи со сказанным подчеркнем: исследования этнических про ­ цессов в средневековый период сегодня остро нуждаются в адекватных методологических инструментах. Вот почему в основу «двухъядер- ности» - разницы развития севернорусских и центрально-русских тер­ риторий - надо класть не политический и даже не культурный факторы, а религиозный. Мы вправе говорить о наличии двух разных церковных - православнорусских - центров на Руси, с их особой, цивилизаци­ онной спецификой, легших в основу «цивилизационного кода» нашей страны - России. Новгородский церковный опыт Великий Новгород (Новгородскую землю) и в целом севернорусскую традицию формировали самобытный уклад жизни, особым образом ор­ 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz