Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Два церковных и цивилизационных центра в средневековой Руси: центральнорусский и севернорусский (новгородский)___________ оттуда из Европы принесена «новгородская ментальность» словен, с их вкусом к торговле, тяготением к церковной центричности вместо свет ской, княжеской. А это - последнее - как отмечает А. В. Назаренко, ха рактерно для варварских немецких государств раннего Средневековья 1 и связано с особым пониманием власти и политической организации пространства. В свете этих данных и сама «варяжская проблема» (как призвания иноземцев) будет выглядеть по-другому, учитывая тесные со юзнические отношения славян-ободритов («словен») с Ютландским (или Фрисландским) конунгом Рериком2. Параллельно указанным новым исследованиям в археологии, фило логии и истории шли подобные же изыскания в русской этнографии и физической антропологии, в результате чего к началу 1990-х годов была получена ясная картина (антропологическая и этнографическая) существования двух или трех (южная и центральная объединялись) историко-культурных зон русских в России, со своими четкими особен ностями и признаками3. Этнографически наиболее проработана и осве щена фундаментальными научными трудами оказалась севернорусская зона+. Между тем, и в этих фундаментальных трудах не была поставлена важнейшая проблема «двух центров» и специфики их особенности. Проблема существования на Руси двух центров требует решения двух вопросов: во-первых, фундаментального этнографического иссле дования центрально-русского региона, как это было сделано, в свое время, в отношении севернорусского. А этого до сих пор не сделано! Второй вопрос касается важности аутентичного подхода в исследова ниях, в соответствии с которым, артефакты, созданные людьми и тради циями на основе православного мировоззрения, должны исследоваться соответствующим образом. Решение первого вопроса зависит целиком от проведения фундаментальных полевых исследований, «больших экспе диций» - явления характерного для 1960-1980-х годов, периода расцвета советской этнографии и физической антропологии. Тогда эти проекты двигало не только государство, выделявшее средства для комплексных экспедиций, но и Академия наук, решавшая масштабные задачи не только 1 Назаренко А . В. Указ. соч. С. 104. : Горский А . А . Указ. соч. С. 89. Горский А. А. Указ. соч. С. 89. Власова И. В. Историко-культурные зоны России / / Русские. М.: Наука, 1999. Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. С. 107-111. 4 Русский Север. Этническая история и народная культура ХИ -ХХ века. М.: Наука, 2001. Отв. ред. И. В. Власова. 191
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz