Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Олег Викторович Кириченко вернорусской традиции: 1) здесь появилась централизованная система приходского управления и функционирования; каждый приход, с точки зрения вписывания его в гражданский социум, а также с точки зрения его центричности, был автономен (центрирующая сила и центриру ющий организм государственного - новгородского - пространства); 2) здесь расцвели все возможные формы монастырской жизни: а) городские и окологородские общежительные и своекоштные монастыри, постро енные представителями разной социальной среды; б) скиты; в) крупные сельские монастыри - торговые фактории; 3) церковность была макси мально включена в область художественной культуры, а потому в худо жественной, ремесленной сфере работали «на Церковь» не отдельные профессионалы (по заказу князя, боярина или епископа), а в целом вся корпорация ремесленников была ориентирована на церковность; 4) об мирщение Церкви (неизбежное в мире!) здесь носило иной характер, чем в киевском и московском регионе, оно было более масштабным и разъ едающим общество, но в то же время церковные формы имели и про тивоположные - аскетичные - формы существования. У новгородского общества в целом рано появились идейные церковные концепты « п о добия» великим и святым образцам Константинополя, Иерусалима, в то время как Киев, а потом Москва жили другими масштабными цер ковными идеями: Успенский Печерский монастырь рассматривался как Третий У\ел Пресвятой Богородицы, Москва аккумулировала идею Третьего Рима. Продолжая далее тему историографии, отметим, что современные рус ские историки, опираясь на археологические и филологические изыскания последних десятилетий, смогли далеко продвинуться в вопросе славян ского заселения Новгородской земли. «Словене» (о которых упоминает еще Нестор Летописец) - важнейшая часть новгородского субстрата - стали рассматриваться как пришлое из Европы славянское население (из района нынешнего Ольденбурга в Гольштейне, на южной Б а л т и к е )С л е дует отметить, что и в дореволюционной историографии встречались работы, в которых рассматривался путь словен «пробравшихся в Прииль- менье по юго-восточным берегам Балтийского м о р я » 2. Соответственно, Горский А . А . К вопросу о происхождении славянского населения Новгородской земли / / О т Древней Руси к новой России / Юбилейный сборник, посвященный члену-корр. РАН Я. Н. Ща пову. Изд. Паломнического центра Московской Патриархии, 2005. С. 83-94. К рохин В. Начало русского государства в свете новых данных. Из истории карел. Нижний Новгород, 2011. Репринт: Париж, 1930. С. 9. 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz