Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Два церковных и цивилизационных центра в средневековой Руси: центральнорусский и севернорусский (новгородский)___________ териала для адекватного сравнения двух традиций. Да и сейчас его еще не хватает. Но многое прояснилось. В связи с масштабными архе­ ологическими исследованиями в Новгороде во второй половине XX в. (и доныне), к чему позже подключились и лингвисты ‘, удалось много нового выяснить о специфике славянского заселения этих мест2. Среди историков, использовавших зарубежные средневековые источники, также началось движение в новом направлении. Здесь особенно необходимо отметить труды А. В. Назаренко3. Он отмечает, что Русь с самого на­ чала своей политической самостоятельности устраивалась как будущая империя, «по константинопольской модели»4. Причем Новгород имел целеполагание быть не политическим, а религиозным центром. Храм святой Софии строился с символикой Гроба Господня 5. На преимуще­ ство религиозно-символического фактора указывает и сама организация власти в Новгородских землях, где Дом Святой Софии (архиепископия) были главной не только религиозной, но и политической силой, у ко­ торой в руках были и земля, и финансы, и реальная власть. При этом Церковь сама не добивалась здесь первенства власти (церковной над светской), как это было в западноевропейских, средневековых варвар­ ских государствах (папский вариант контроля светской власти), но ми­ ряне добровольно передавали ей важные управленческие функции, сами поддерживали этот порядок. Это было уже не папство, а нечто иное по содержанию. Архиепископ Новгородский до Московского господства (конец XV в.) избирался здесь всем миром из числа мирских кандидатов; миряне же выбирали и приходского священника; миряне передавали Церкви в лице архиепископа возможность юридического владения всей Новгородской землей («земля Святой Софии»); на Церковь же была возложена (сначала князем (!), а потом и вечевой властью) миссия сбора торговой пошлины - самой важной (и весьма значительной по сумме!) статьи церковного дохода. Первенство Церкви в гражданской жизни, при добровольной организации такого порядка мирянами, привело в этом регионе Руси к следующим важным результатам, определившим циви­ лизационную специфику великоновгородской земли и в целом всей се­ 1 Зализняк А . А . Древненовгородский диалект. М., 1995;. 2 Седов В. В. Славяне в раннем Средневековье. М., 1995. С. 238-253. Назаренко А . В. Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования). М., 2009. 4 Там же. С. 111. Гордиенко Э. Святая София Новгородская / / Наше наследие. 2003, № 65. 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz