Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Дмитрий Сергеевич Лоскутов с Окияна, из Кандолжской губы, усть Невы реки, из Дикой Лопи, и били челом государю великому князю, а просили антиминса и священников церковь свящати и просветите их святым крещением; и государь князь великий велел послати богомольцу своему архиепископу Макарию из Но- вагорода от соборные церкви священника и диякона; и они ехавше свя- щали церковь Рождество Иоанна Предтечи, и многих Лоплян крестиша во имя Отца и Сына и святаго Духа, в нашу православную христиан­ скую святую веру ...» ’. Это известное летописное свидетельство мы при­ водим для того, чтобы напомнить название первого храма освященного в устье Нивы-реки - Рождества Иоанна Предтечи. Название такое же, как и у главного храма Кокуева монастыря в Порьей губе. Иеромонах Ни­ кодим (Коливатов), развивая свою мысль о названии Кокуев (см. выше), предположил, что кандалакшский Предтеченский храм - это выселок Предтеченского монастыря в Порьей губе2. Мы предположим, что храм этот был не совсем выселком как части процесса расселения, разрастания монашеской общины. Скорее, это был вынужденный отход части братии Порьегубского Кокуева монастыря, по молитвам преподобного Феодо- рита Кольского, к новокрещенным лопарям на усть Нивы-реки для укре­ пления их в христианской вере. Можно предположить поэтому, что Кандалакшский монастырь на устье реки Нивы и Кокуев монастырь в Порьей губе были монасты­ рями - духовными братьями. В писцовой книге Алая Михалкова (1608— 1611 гг.) упоминается монастырский двор в волости Кандалакша: «В волости в Кандолокше за рекою двор монастырский пуст, оброку с него платили преже сего по Васильеву письму Агалина да подья­ чего Степана Соболева (1574 год) полполтины на год. А впредь им с того двора оброку запусто не плати ти»3. Мы предполагем, что ранее этот двор принадлежал Порьегубскому монастырю. Поэтому нет ни­ чего удивительного, что после разорения Умбской волости в 1590 году братия Кокуева монастыря переселилась в Кандалакшу, принеся с собой это название. Полное собрание русских летописей изданное по высочайшему повелению археографиче­ скою комиссиею [Отрывок летописи по Воскресенскому Новоиерусалимскому списку]. Том 6. С о­ фийские летописи. СПб., 1853. С. 282. 2 Фильм «Св. Феодорит» студии «К арбас», 2019 год. 3 Харузин Н. Н. Русские лопари. М., 1890. С. 460. 186

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz