Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
О б истории Кандалакшского монастыря. Гипотезы и размышления_______________ Однако может оказаться так, что связь монастырей - Кокуева в По- рьей губе и Кандалакшского на устье Нивы-реки - более древняя. По предположению иеромонаха Никодима (Коливатова), настоятеля Вос кресенского храма п. Умба, название Кокуев монастырь в Порьей губе получил по древнерусскому слову «кокуй», обозначающему Рождество Иоанна Предтечи ‘. Возможно, изначально монастырь был посвящен Иоанну Предтече и существовал как киновия, т. е. монастырь с раз дельным жительством монашествующих; когда монахи жили отдельно, каждый в своей келье на значительном расстоянии друг от друга (по примеру «заволжских старцев») и лишь собирались на общую, со борную молитву в церковь монастыря. В подтверждение этой версии мы находим несколько озер Келейных в районе реки Порья. Не путать с ручьем П орий2, около которого стоят здание церкви Николая Чудо творца (сохранилось до наших дней, но требует срочной консервации) и останки поморского села Порья губа. То, что монастырь находился в районе устья реки, подтверждает запись в «Книге Большому чертежу»: «А от усть Унбы [Умбы] реки до усть реки Порьей губы [Порые губа] 50 верст. А от усть реки Порьей [Порыя], у моря монастырь Кукуев» 3. Итак, мы имеем два церковных места в губе Порьей: монастырское Ку- куева монастыря (церкви Рождества Иоанна Предтечи) «от усть реки Порьей у моря» и Никольской церкви поморского села у ручья Порий. К началу XVII века, как уже говорилось выше, упоминание о мона стыре Кокуев в Порьей губе абсолютно исчезает (перечисляются угодья старцев Печенгского и Соловецкого монастырей), упоминаются лишь «волостка Порья губа, а в волости церковь с трапезою Николая Чудо творца поставленная новоцерковными деньгами деревянная»4. Вернемся в Кандалакшу. В 1526 году: «...приехаша ко Государю вели кому князю Василию Ивановичу на Москву Поморцы и Лопяне с моря «Мы знаем в Новгороде башню Кукуеву. Почему она Кукуева? Потому ч то стояла напро тив церкви Рождества Иоанна Предтечи. Кукуевка в Москве - потому что в центре ее приходским храмом была церковь Рождества Иоанна Предтечи ... Фактически в XII веке мы уже видим «кукуй» в древнерусском употреблении..., что это праздник Рождества Иоанна Предтечи», - иеромонах Н и кодим (Коливатов). Цитата по фильму «Св. Феодорит» студии «Карбас», авторы Людмила Романо ва, Владимир Бурсин, 2019 год. Режим доступа: https://vk.com /video455713931_456239067; дата обращения: 30.01.2020. 2 Где стоит Никольская церковь, и находилось до середины XX века поморское село Порья Губа. 3 Книга Большому чертежу, или Древняя карта Российского государства, поновленная в Раз ряде и списанная в книгу 1627 года. СПб., 1838. С. 171. 4 Харузин Н. Н. Русские лопари. М., 1890. С. 445. 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz