Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Дмитрий Сергеевич Лоскутов Осталось разобраться, как и когда Кандалакшский монастырь на На­ волоке усвоил название Кокуев? Мы вполне согласны с мнением владыки Митрофана, что название «Кокуев» Кандалакшский Рождества-Богоро- дичный монастырь получил от исчезнувшего монастыря в Порьей губе Вернее сказать, он усвоил это название, потому что принял в ряды своей братии старцев Порьегубского монастыря. По нашим предположениям, Порьегубский монастырь прекратил свое существование в трагический 1590 год, когда «приходили немецкие люди к морю на поморские места» и разорили (в том числе) волость Умбу. Остав­ шиеся после его разгрома старцы перешли в Кандалакшский монастырь. К такому выводу приходишь, сличая записи «Книги Большому чертежу», где Порьегубский монастырь еще значится, и писцовых книг Алая Михал­ кова, где уже упоминаются «Пречистенские старцы Кокуева монастыря » 2, сам же Кокуев монастырь в губе Порьей не фигурирует. Напомним, что «Книга Большому чертежу, или Древняя карта Российского государства, поновленная в Разряде и списанная в книгу 1627 года» была « ...состав­ лена в Розряде; но когда именно, с достоверностию неизвестно. Карамзин полагает вероятным, что она сочинена при Царе Феодоре Иоанновиче (1584-1598); ибо в ней находятся имена городов Курска, Воронежа, Оскола3, построенных в его время, но нет новейших, основанных преем­ ником его Годуновым. . . » 4. Писцовые книги Алая Михалкова были состав­ лены в 1608-1611 гг.5; вот в промежутке с 1584 по 1611 гг. и «пропадает» Кокуев монастырь в Порьей губе. Мы же знаем трагическую запись за 1590 год: «В лето 7098 (1590 г.). Сентября в 7 грех ради наших прихо­ дили немецкие люди к морю на поморские места, рекою Ковдою в волость Ковду, а ис Ковды в волость в Унбу, а из Унбы в волость Керет[ь], и в ыные в мелкие волости заморские. Да ис Керети в волость в Кемь, и те волости повоевали, церкви и дворы пожгли и людей побили, и воевав пошли Кемью рекою вверх, а приходило тех немецких людей 700 человек»6. 1 Митрофан (Баданин), иеромонах. Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Исторические материалы к написанию жития. Мурманск, 2002. С. 100-108. 2 Харузин Н. Н. Русские лопари. М., 1890. С. 461. 3 Добавим Архангельска, основанного в 1585 году. 4 Книга Большому чертежу, или Древняя карта Российского государства, поновленная в Раз­ ряде и списанная в книгу 1627 года. СПб., 1838. С. V 5 Михалков Алай Иванович / / Кольская энциклопедия. Режим доступа: h ttp : / /ke.culture. gov-m urm an.ru/slovnik/ ?ELEMENT_ID=97604; дата обрщения: 30.01.2020. Тихомиров М. Н. Малоизвестные летописные памятники / / Исторический архив. Том VII. М.-Л., 1951. С. 229-230. 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz