Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Об истории Кандалакшского монастыря. Гипотезы и размышления_______________ усиа-русский сообщил, что у Кандалакс есть торговый город, где поку­ пают очень много лосося, который поднимается из Белого моря. Также много лосося берут в Колансооу, коптится и солится в обоих местах, как ранее того касались» '. После переноса монастыря на усть Нивы-реки, Никольская - главная церковь монастыря - «обросла» еще двумя приделами: первоверховных апостолов Петра и Павла, по понесенным Феодоритом Кольским апо­ стольским трудам в деле просвещения лопарей; и Зосимо-Савватиевским, по месту пострижения преподобного Феодорита Кольского и вследствие знакомства и почитания местными жителями Соловецких святых. «А по Васильевым книга Агалина да подьячего Степана Соболева (1574 год) написано монастырь церковь Николы Чудотворца да 2 придела Петр и Павел да Зосимы и Саватия Соловецких чудотворцов да теплая цер­ ковь Рождество Пречистые Богородицы, а в церкве образы и книги да колокол один строения царя и великаго князя, а три колокола поставил строитель того же монастыря, и в 98 году те обе церкви сожгли свитцкие немцы как воевали волость Кандолокшу. А по Алаеву письму Михал­ кова да подьячего Посника Дементьева (1608-1611 гг.) в том монастыре церковь с трапезою и с келарскою Рождество Пречистые Богородицы древяная верх шатровый, а в церкве образы и книги и ризы да три коло­ кола строение монастырское, а четвертый колокол государев» 2. Как мы видим, после разорения Кандалакшского монастыря в 1589 году братия монастыря сразу восстановила церковь Рождества Богородицы, которая была теплой. Никольская церковь уже не восстанавливалась, но в работах Ушакова И. Ф. однажды упоминается Никольская часовня на месте разо­ ренной церкви3. Видимо, не забывчивость, а недостаток сил не позволили насельникам Кандалакшского монастыря возродить Никольскую церковь. С тех пор по единственной церкви к названию монастыря стали прибав­ лять «Рождества-Богородичный». Шаскольский И. П. Финляндский источник по географии Северной России и Финлян­ дии середины XVI века. Режим доступа: http://www .kirjazh.spb.ru/biblio/puti.htm ; дата обращения: 30.01.2020. 2 Харузин Н. Н. Русские лопари. М., 1890. С. 459. 3 «26 мая 1589 года Кандалакша подверглась нападению шведов. Соловецкая летопись со­ общает: «В монастыре братию и в волости (селе) всех людей присекли... монастырь, и церкви, и во­ лость пожгли... а людей побили 450 человек». При поддержке правительства монастырь с церковью Рождества Богородицы вскоре был восстановлен, а на месте Никольской церкви поставили часовню (сгорела в 1733 году)». Цитата по: Ушаков И. Ф. Храмы Кольского Севера в досоветское время. Ре­ жим доступа: http:/z 7www.dobrohot.org/progress/hks.htm l; дата обращения: 30.01.2020. 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz