Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Дмитрий Сергеевич Лоскутов XVI века стал напоминать торгово-промышленную площадку: «К ан далакша (Kandalax), где вели большую торговлю преимущественно ан гличане, и где насчитывалось 246 дворов; на острове около города находился деревянный монастырь1 (Clostered) с солеваренным заводом с 296 солеварными чанами. Соль варилась здесь день и ночь и добыва лась в количестве от 8 до 12 t:or (тонн или тоннор?) в су тк и » 2. В 1581 году с введением воеводского управления в крае, разместивше гося в Кольском остроге, значение таких центров сбора дани как Канда лакша и Варзуга умаляются. «Книга Большому чертежу», составленная в 1584-1598 годах, уже поселения в устье реки Канды не отмечает: «А от устья реки Нивы, до устья реки Ковды, морским берегом 70 верст. А на усть Ковды погост К овда»3, хотя знает и Кукуев монастырь в губе По- рьей и Кандалакшский монастырь на устье реки Нивы: «А от усть реки Порьей, у моря монастырь Кукуев. А от Кукуева монастыря до усть реки Нивы 80 верст. А Нива река вытекла из озера из Имандры, и пала в море. А на усть Нивы реки монастырь Кандолакша»4. Более того, Книга даже не знает (обходит молчанием) реку Канду и ее истоки, но хорошо опи сывает течение рек Нивы и Колы. Мы предполагаем поэтому, что с учре ждением воеводского правления в Кольском остроге ход по реке Канде «в норвежский конец» через лопарские погосты был упразднен5. Рассматривая версию существования первоначального Кандалакш ского монастыря в устье реки Канды, интересно предположить, какое название носила церковь монастыря? Если взять за основу карту Са- лингена, мы увидим два крестика над строениями населенного пункта в устье Канды и два же - над строениями монастыря в устье реки Нивы (перенесенного в 1542 году). Логично предположить поэтому, что на Канде стояло две церкви: одна из них Никольская, по большинству при меров посвящения древних церквей Кольского полуострова в честь святителя Николая, и вторая - Рождества Богородицы. Возможно, наи менование храма в честь Рождества Богородицы связано с обильным ловом осенней семги в этот период (21 сентября)6. «Кроме того Но- 1 « Вероятно, подворье Соловецкого монастыря», - такую сноску дает Гебель Г. Ф. 2 Гебель Г. Ф. Наша Лапландия. СПб., 1909. С. 112. 3 Книга Большому чертежу, или Древняя карта Российского государства, поновленная в Раз ряде и списанная в книгу 1627 года. СПб., 1838. С. 173. 4 Там же С. 171-172. Возможно, потому что был введен другой способ и маршрут сбора дани. 6 Версию названия подсказал знаток края протоиерей Василий Вольский. 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz