Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Об истории Кандалакшского монастыря. Гипотезы и размышления_______________ Раскатился на все море. А на море остров, в карбасе старуха треску ло­ вила, заорала: - Как хвачу веслищем по голенищам! - Ах ты, старая карга! - крякнул Леший: старуха, как была, так и окаменела. Вон остро­ вок-то. А след от лешевых лыж остался. Вон щели-то какия» При всей кажущейся наивности эта история в главном справедлива. В ней за основу взят, уже основательно подзабытый к XIX веку, факт явленного преподобным Феодоритом Кольским чуда изгнания нечи­ стой силы с этих берегов. «И , действительно, Феодоритом были яв­ лены великие чудеса и знамения, яко глаголет божественный Павел: “суть знамение не для верующих, а для неверующих”». Как свидетель­ ствуют летописи, в это время, в 1542 году, в здешних краях произошло явление, вовсе нехарактерное для этих мест, - сильное землетрясение. «В 7050 году было великое трясение земли... горы и леса тряслися» 2. В этой связи вспомним: «И , по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили Слово Божие с дерзновением» (Деян. 4, 3 1 ) 3. Таким образом, эту дату - 1542 год, когда силой Божией были окон­ чательно разрушены места языческих поклонений в районе реки Нивы, можно, наверное, взять за дату переноса первоначального Кандалакш­ ского монастыря из устья реки Канды на усть Нивы-реки, где крестились принадлежащие к этому месту лопари и, возможно, обосновали посто­ янное поселение. «В Кандолошской губе на усть реки Нивы над морем против Кандолошские волости за рекою на наволоке монастырь оп- щ ей»4. Не исключено так же, что причиной для переезда обители было не только желание приблизиться к месту крещения лопарей, но и из­ бежать повторения пути Трифонов-Печенского мужского монастыря, который, переехав на устье реки Печенги, стал больше напоминать торгово-промышленную колонию 5. Подобным образом и населенный пункт с первоначальным монастырем в устье реки Канды к середине Дурылин С. И. За полуночным солнцем: По Лапландии пешком и на лодке. М., 1913. С. 47. 2 Досифей, архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание Соло­ вецкого монастыря. М., 1836. С. 25. «Августа в 4 день, в первом часу дни бысть трясение земли вели­ кое» - по Соловецкий Летописец конца XVI века / / Летописи и хроники. М., 1981. С. 235. 3 Митрофан (Баданин), иеромонах. Житие преподобного Феодорита Кольского. СПб., 2006. С. 76. 4 Харузин Н. Н. Русские лопари. М., 1890. С. 459. 5 Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Трифон Печенгский. Исторические материа­ лы к написанию жития. СПб. - Мурманск, 2009. С. 176-182. 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz