Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Дмитрий Сергеевич Лоскутов Мы по-прежнему предполагаем, что в районе устья реки Нивы су ществовал некий ритуальный комплекс \ посвященный культу « б а бушки» или «старухи», к которому приходили на поклонение лопари юга Кольского полуострова. Об этом напоминают топонимы: Бабинская Имандра2, Бабье м оре3, гора Окатьево4 (видимо, от саамского «ака» - старая женщина), связанные с женщиной5; а культовым центром этого комплекса являлся утес Барыня в полутора километрах на восток от устья реки. Возможно, именно это условие - сбор лопарей в опреде ленном месте и в определенное время - использовался преподобным Феодоритом Кольским для проповеди христианской веры. С другой сто роны, до своего упразднения комплекс препятствовал сближению ло парского и русского народов и поселению в районе устья реки Нивы новокрещенных лопарей. У местных жителей название скалы Барыня ассоциируется с ри сунком обнаженной женщины, который когда-то был виден на отвесной стене утеса с морской стороны6. Рисунок на самом деле был виден еще в 70-х годах прошлого века, что может подтвердить автор этих строк, но на наш взгляд, название «барыня» появилось раньше и относится к ка менному изваянию, выделяющемуся на скале7, похожему на барельеф старой женщины. По барельефу идут две борозды, раскалывающие его на несколько частей. Вот как историю их появления описывает Сергей Ни колаевич Дурылин в своей книге «За полуночным солнцем» в 1913 году: «П . обернулся, смотрит на берег, отвесный и неприступный, и показы вает рукой на два огромных параллельных оползня, с вершины берега прошедших глубокими бороздами к самой воде. - Щели-то видишь? То леший катился на лыжах. Лыжищи огромныя. Лоскутов Д. С. Рождение Кандалакши. О т мрака к свету / /Преподобный Феодорит Коль ский и его духовное наследие [Материалы региональной научно-богословской историко-краеведче- ской конференции Первые Феодоритовские чтения]. СПб, 2007. С. 50. 2 Часть озера Имандра, саамский погост которого в XIX веке относился к Кандалакшскому приходу. 3 Часть акватории Кандалакшского залива у острова Великий. 4 В «Географическом словаре Кольского полуострова» за 1939 год приведен такой вариант названия горы как Акатьева. и очерчивающие круг расселения населения, поддерживающего этот культ. 6 Фомин А. Как «зем ец» Барыней стал / / Нива, 2004,23 апр. (№ 16). С. 6. Салмин И. Л . Новая версия того, как скала в Кандалакшском заливе получила название «Барыня». Режим доступа: K ttps://kandalaksha.org/interesno/9-iz-glubiny-vekov.htm l;A aTa обращения: 31.10.2019. 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz