Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
О б истории Кандалакшского монастыря. Гипотезы и размышления_______________ ван Салингена 1 1601 года. На этой карте хорошо видны населенные пункты на реке Канда и в районе устья реки Нивы, и по принятым на карте Салингена обозначениям, они оказываются достаточно круп ными. Можно даже предположить, что на реке Канда церковь нахо дится за крепостной стеной. А на устье реки Нивы на западном берегу изображена «волостная церковь» Иоанна Предтечи, на восточном бе регу (на Наволоке) изображен Кандалакшский монастырь. Подписан он как Kandalaccoij cloester, где cloester (по-английски cloister) - монастырь (обитель), a Kandalaccoij - это на слух записанное название «Кандалакш ской» (хочется добавить волости). Очевидна связь названия монастыря с административным центром на устье реки Канда, где располагались сборщики дани. Сборщики дани в то время не только занимались взи манием налогов, но и фактически управляли краем2, то есть обладали реальной властью и влиянием, не говоря уже о материальном достатке. Соответственно, они могли покровительствовать и монастырю, что за крепилось в его названии. Крещение лопарей, к тому же, входило в круг интересов центральной власти и ее представителей на местах. Не исключена также версия появления монастыря из просвещенных преподобным Феодоритом кольских лопарей. Нахождение зарожда ющегося монастыря на защищенной и обжитой территории в устье реки Канды, под духовным водительством и покровительством русских миссионеров, безусловно, обещало монастырю большую безопасность и устойчивость развития на первоначальном этапе пути. Возможно, су ществовала необходимость отделить новопосвященных иноков от при вычной для них среды. Вспомним тут сообщение Генриха Штадена: «Кандалакша - река; на ней - незащищенный посад с небольшим мона стырем. Здешние жители кормятся от моря вместе с монахами и их слу гами. Здесь - граница Лапландии» \ 1 Салинген Симон ванн, голландский купец, бухгалтер Антверпенской торговой компании. В 1566-1568 гг. организатор экспедиций на Русский Север с целью создания торговых представительств компании и организации меновой торговли с русскими, карелами и лопарями. Неоднократно посещал Кольский полуостров (1565, 1567, 1570, 1581). С 1583 - пограничный представитель датского короля в Лапландии. Во время поездок делал картографические наброски побережья Белого моря, которые легли в основу карты Русского Севера (1601). Источниик: Кольская энциклопедия. Режим доступа: http://ke.culture.gov-murman.ru/slovnik/?ELEMENT_ID=99713 ; дата обращения: 27.10.2019. 2 « ... До этого времени и в Лапландии не было бояр, а страной управляли сборщики пода тей, как то: Василий А\ексеев (Wasilli Alexei), Василий Коровин (Wassillie Corowin) в Кандалакше ...» Источник: Симон ван Салинген. Сообщение о земле Лопии. Русские в Лапландии в XVI веке. Режим доступа: http://www .kolam ap.ru/library/190l_filippov.htm l#50_ ; дата обращения: 27.10.2019. 3 Генрих Штаден. О Москве Ивана Грозного. 1925 г. С. 63. 179
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz