Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Митрополит Митрофан (Баданин) Народ корелов принимал самое активное участие в этих походах, но, помимо военного союза с Новгородом, они всегда были реальными по мощниками в вопросе сбора дани при колонизации Крайнего Севера. Имея особые полномочия и выступая в качестве посредников, корель- ские «данники» имели в XIII-XV веках право в «лопь ходити и празгу имати» Что же касается последствий этого «перекраивания» территории Крайнего Севера для активизации христианского просвещения насе ления, то они были очевидны. Как известно, биармийцы по своему духовному устройству были же стокими язычниками. «Предания о чуди Северной Норвегии могут быть сведены к выражению: “они источали зло”» 2. Поэтому важно показать, что эти масштабные деяния св. князя Александра Ярославича привели ко крещению народа Биармии. «В то время, - рассказывает одна норвежская сага, - жители Биармии обратились с просьбой о защите к королю Хокону. Он позволил им по селиться у Малангена [в районе нынешнего Тромсе - м. М.] с условием, чтобы они приняли христианство, что они и сделали»3. Упомянутая сага была опубликована Рафном К. X .4 в середине XIX века: «Король Хокон приложил большее, чем кто-либо из Владетелей после короля Олава Свя того, старание к тому, чтобы утвердить христианскую веру в Норвегии; он озаботился выстроить храм в Тромсе и ввел христианство в этом приходе»5. Первая церковь в честь Девы Марии в этом крайне-северном посе лении Норвегии - ромее - была построена в 1252 году, именно как следствие этого пришествия биармийцев. «К нему пришли многие из 1 Купчая на участок Парандоев, купленный Павлом, Иваном и Борисом у Бориса Калтоева. 15 в. / / Материалы по истории Карелии XII-XYI в. Петрозаводск, 1941. С. 121. : Larsen A . S., Larsen R. Hodelose m enn og ihjelfrosne haikere: levende sagntradisjon fra Nord- Norge. Tromso, Eureka forlag. 2002. P. 30. (Перевод - м. М.). «Э ти переселенцы на новом месте поселения в пустынных Лапландии и Финмаркене встретились с более дикими племенами, квенами, лопарями и другими, и, чтобы утвердиться здесь, должны были, в свою очередь, подчинить их себе и вступить с ними во враждебные столкновения. Норвежские саги сообщают немало случаев подобных столкновений». Haakon Haakonssons Saga (последняя глава). Цит. по: Кааран А. К истории Русского Севера. С. 25. 4 Рафн Карл Христиан - датский археолог (1795-1864), основатель Королевского общества северных антиквариев. Saga Hakonar konungs Haakonarsonar. Rafn С. С. Antiquites russes d'apres les m onuments historiques des Islandais et des anciens Scandinaves. Copenhague, 1852. R. II. P. 83. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz