Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Митрополит Митрофан (Баданин) Народ корелов принимал самое активное участие в этих походах, но, помимо военного союза с Новгородом, они всегда были реальными по­ мощниками в вопросе сбора дани при колонизации Крайнего Севера. Имея особые полномочия и выступая в качестве посредников, корель- ские «данники» имели в XIII-XV веках право в «лопь ходити и празгу имати» Что же касается последствий этого «перекраивания» территории Крайнего Севера для активизации христианского просвещения насе­ ления, то они были очевидны. Как известно, биармийцы по своему духовному устройству были же­ стокими язычниками. «Предания о чуди Северной Норвегии могут быть сведены к выражению: “они источали зло”» 2. Поэтому важно показать, что эти масштабные деяния св. князя Александра Ярославича привели ко крещению народа Биармии. «В то время, - рассказывает одна норвежская сага, - жители Биармии обратились с просьбой о защите к королю Хокону. Он позволил им по­ селиться у Малангена [в районе нынешнего Тромсе - м. М.] с условием, чтобы они приняли христианство, что они и сделали»3. Упомянутая сага была опубликована Рафном К. X .4 в середине XIX века: «Король Хокон приложил большее, чем кто-либо из Владетелей после короля Олава Свя­ того, старание к тому, чтобы утвердить христианскую веру в Норвегии; он озаботился выстроить храм в Тромсе и ввел христианство в этом приходе»5. Первая церковь в честь Девы Марии в этом крайне-северном посе­ лении Норвегии - ромее - была построена в 1252 году, именно как следствие этого пришествия биармийцев. «К нему пришли многие из 1 Купчая на участок Парандоев, купленный Павлом, Иваном и Борисом у Бориса Калтоева. 15 в. / / Материалы по истории Карелии XII-XYI в. Петрозаводск, 1941. С. 121. : Larsen A . S., Larsen R. Hodelose m enn og ihjelfrosne haikere: levende sagntradisjon fra Nord- Norge. Tromso, Eureka forlag. 2002. P. 30. (Перевод - м. М.). «Э ти переселенцы на новом месте поселения в пустынных Лапландии и Финмаркене встретились с более дикими племенами, квенами, лопарями и другими, и, чтобы утвердиться здесь, должны были, в свою очередь, подчинить их себе и вступить с ними во враждебные столкновения. Норвежские саги сообщают немало случаев подобных столкновений». Haakon Haakonssons Saga (последняя глава). Цит. по: Кааран А. К истории Русского Севера. С. 25. 4 Рафн Карл Христиан - датский археолог (1795-1864), основатель Королевского общества северных антиквариев. Saga Hakonar konungs Haakonarsonar. Rafn С. С. Antiquites russes d'apres les m onuments historiques des Islandais et des anciens Scandinaves. Copenhague, 1852. R. II. P. 83. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz