Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Дмитрий Сергеевич Лоскутов встречаются достаточно редко: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеев- ский монастырь или Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь, но встречаются. Поэтому такое сложное название монастыря на Наво локе 1 в устье реки Нивы как Кандалакшский Рождества-Богородичный Кокуев мужской монастырь не выглядит чем-то необычным. Однако есть особенности, которые заставляют обратить на себя внимание. Во- первых, это название - «Кандалакшский». В местной традиции при нято называть селение или монастырь по названию реки, у которой оно расположено, например: Умба, Варзуга, Кола - Печенгский, Коль ский. В нашем случае монастырь расположен на Наволоке в устье реки Нива, а название носит «Кандалакшский». Во-вторых, основателем монастыря мог бы быть назван Феодорит Кольский2, а ктитором Ми трофан Кукин3, и тогда полное название монастыря могло звучать как Усть-Нивский Рождества-Богородичный Феодоритов или Кукин муж ской монастырь, а звучало как Кандалакшский Рождества-Богоро дичный Кокуев мужской монастырь. Почему так? На наш взгляд, это произошло от того, что монастырь на Наволоке в устье реки Нивы вобрал (или усвоил) в себя название трех монастырей края: Кандалак шского на реке Канде, Кокуева в губе Порьей и, собственно, Рожде- ства-Богородичного на Монастырском наволоке. Вопрос о первоначальном местоположении населенного пункта Кандалакши поставил еще Иван Федорович Ушаков в одной из своих публикаций серии «П о пути на Мурман», напечатанной в газете «С о ветский Мурман» 4. Он писал: «Н азвание Кандалакша происходит от реки Канды, где первоначально жили русские поселенцы-соле вары, которые потом избрали для нового поселения устье реки Нивы. Здесь в 1526 году для крещения лопарей была построена церковь во имя Иоанна П р ед течи ...» . Понять почему так произошло помогает первое летописное упоминание о Кандалакше, относящееся к 1517 году и известное под названием «Грамоты великого князя Василия III Наволок, современное название «Монастырский наволок» - мыс на восточной стороне реки Нивы при впадении ее в Кандалакшский залив Белого моря. 2 Как первый строитель монастыря, см.: Настоятели и насельники / / Кандалакшский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь. Режим доступа: http://www .pravenc.ru/ te x t/1470189.html; дата обращения: 30.01.2020. Митрофан (Баданин), игумен. История Кандалакшского монастыря. СПб. - Мурманск, 2012. С. 8-10. 4 Ушаков И. Ф. По пути на Мурман / / Советский Мурман . 1992, 22 апр. С. 3. 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz