Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие: развитие почитания святых как часть духовного освоения Беломорского севера «образ пядница на золоте Пречистые Богородицы со Младенцом, в мо лении чюдотворцы Зосима и Саватей и преподобный Герман» и, наконец, пядница с его единоличным изображ ениемИ коны , на которых святой был написан в молении перед Спасителем или Божией Матерью, наглядно показывали приходящим к его гробнице людям молитвенное заступниче ство подвижника. К середине XVII века в Соловецком монастыре уже была составлена служба преподобному Герману, она вложена в монастырь ее автором - соловецким книжником Сергием Шелониным - не позднее 1658 года2. Герман в заглавии службы именуется «новым чудотворцем» 3. В глазах братии это ставило прп. Германа на одну ступень с прпп. Зосимой и Сав- ватием - в официальных документах монастыря их именовали так же. В период между 1645 и 1668 гг. на месте гробницы Германа была воз двигнута часовня. Возможно, строительство часовни было приурочено к захоронению рядом с Германом бывшего соловецкого игумена - воло годского архиепископа Маркелла. Интересно, что история его захоронения повторяет историю захоронения самого Германа возле уже почитавшегося братией монастыря прп. Савватия. В убранстве часовни по сравнению с гробницей есть заметные изме нения: появляется деисус, а так же большой семипядный образ преподоб ного Германа с резными позолоченными украшениями: венцом и шейной гривной4. Почитание святого в монастыре развилось настолько, что церковное прославление преподобного Германа произошло по инициативе братии монастыря в 1690 (1691) году5. Вскоре после официального прославления Германа, в 1692 году, была сделана очередная опись монастыря; икон в ча совне становится больше, и украшены они богаче. Железное паникадило над гробом святого сменяется медным6. На основании описей монастыря, этих «наглядных» источников по почитанию святых, видно, что почи тание преподобного Германа в Соловецком монастыре активно развива лось весь XVII век, и к его концу приняло устойчивые формы. 1 СП бИИ РАН. Колл. 2. № 137. Л. 8 4 -8 4 об. 2 Андрущенко Е. Н„ Андрущенко Н. А., Кольцова Т. М.,. Чумичева О. В. Герман Соловецкий. С. 217. 3 О Р РН Б . Сол. № 962/1072. 4 СП бИИ РАН. Колл. 2. № 142. Л. 68-6 8 об. 5 Васильев В. П. Указ. соч. С. 214. 6 СП бИИ РАН. Колл. 2. № 144. Л. 178-179 об. 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz