Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие: развитие почитания святых как часть духовного освоения Беломорского севера его захоронения, в которой были поставлены иконы и свеча Монахи приходили к гробнице Зосимы с молитвой и просьбами о помощи. Вскоре после смерти Зосимы было создано житие первых Соловецких подвиж­ ников. Продиктовал же его монаху Досифею не кто иной, как сподвижник Зосимы и Савватия Герман, бывший малограмотным и не имевший воз­ можности написать их житие2. В 1503 г. оно получило литературную обра­ ботку Спиридоном-Саввой, бывшим московским митрополитом, который в то время находился в заточении в Ферапонтовом монастыре. В житии было описано большое количество чудес, в том числе морских, произо­ шедших с монахами Соловецкого монастыря. Благодаря этим чудесам Зо­ сима и Савватий стали особенно любимы поморами. Почитание Савватия и Зосимы развивалось быстро: в 1547 году во время Макарьевских соборов было принято решение об общерусской канонизации Зосимы и Савватия Соловецких. К этому времени их по­ читание распространилось до Москвы3. В 1566 году мощи святых Зо­ симы и Савватия были перенесены в посвященный им придел только что построенного каменного Преображенского собора. После этого их почитание продолжает развиваться: к началу XVII века на севере и в цен­ тральной России было много храмов и приделов, посвященных им, причем храмы особенно активно воздвигались в первые же 50 лет после их про­ славления 4. Исследователь почитания святых А. Г. Мельник полагает, что уже к началу XVII века Зосима и Савватий были почитаемы почти так же, как основные и любимые святые русской земли: Борис и Глеб, Сергий Ра­ донежский, митрополиты Московские Петр и Алексей, епископ Леонтий Ростовский\ Что же Герман? Почитание одного из основателей монастыря, человека, который привел на Соловецкие острова и Савватия и Зосиму, развивалось по иному пути. Он умер после своего сподвижника и игумена монастыря Зосимы, с которым больше 40 лет трудился на Соловках, в 1484 году, от­ правившись на материк для монастырского дела. Из-за распутицы братия не смогла доставить его тело к морю, и Герман был похоронен при часовне 1 Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких (XVI- XVIII вв.). Т. 2. Тексты. М., 2001. С. 41. 2 Минеева С. В. Там же. С. 46. 3 Мельник А. Г. Указ. соч. С. 82. 4 МельникА. Г. Распространение почитания святых Зосимы и Савватия Соловецких в России конца XV - нач. XVII вв. Соловецкое море. Архангельск, М., 2010. Вып. 9. С. 45. 5 Там же. С. 49. 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz