Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Анастасия Олеговна Любезнова подвига - на опытном в духовной жизни старце Савватии. Шесть лет - с 1429 по 1435 год - прожили отшельники вместе, освящая острова мо­ литвой и духовным бдением. За это время Герман не раз вынужден был ради нужд отшельников отправляться на материк по опасным водам «ды- шучего» Белого моря. Во время одной из отлучек Германа «некоея ради потребы» Савватий почувствовал приближение смерти и сам отправился на «большую землю», чтобы не уйти из жизни без приобщения к Таин­ ствам исповеди и причастия. Там, на материке, Савватий и умер. Герман, узнав о его смерти, на Соловки один не вернулся, видимо, нелегко давался отшельникам духовный подвиг. Меньше, чем через год Герман встретил другого человека, горящего желанием подвига - Зосиму, и в 1436 году они оба приходят на Со­ ловецкие острова. Зосима, в отличие от отшельника Савватия, хотел иного служения Богу: он надеялся воздвигнуть на островах монастырь, что и осуществил. Герман, имея большой опыт жизни на островах, во всем помогал ему, и в середине XV столетия на Большом Соло­ вецком острове зарождается монастырь ‘. Отныне острова освящались не только молитвой, но и совершением литургии - Зосима носил свя­ щеннический сан. Только вот своих святых у Соловецкой земли еще не было... По настоянию игумена монастыря Зосимы с материка на Соловецкий остров были перенесены мощи Савватия. Братия захоронила их на по­ четном месте: за алтарем Успенской церкви. Над могилой была воздвиг­ нута небольшая деревянная гробница, в которой находились иконы Спасителя и Богородицы. Таким образом Зосима установил поклонение Савватию на месте его захоронения. Савватий стал для монахов первым «своим» святым, знающим все тяготы жизни на острове. Исследователь почитания святых А. Г. Мельник предполагает, что начало почитания пре­ подобного Савватия на Соловках относится к концу игуменства Зосимы: между 1471-1478 гг.2 В 1478 г. умер Зосима. Он был захоронен за алтарем главного мона­ стырского собора - Преображенского. Его почитание, как основателя и игумена монастыря, установилось в монастыре само: через три года после смерти Зосимы братия монастыря воздвигла гробницу над местом Буров В. А. О дате прибытия Савватия и Германа на Соловки и времени основания мона­ стыря. / / Соловецкое море. № 8. Архангельск; М., 2009 г. Вып.8. С. 48-49. Мельник Д. Г. Почитание преподобных Зосимы и Савватия в Соловецком монастыре в кон­ це XV - XVI веков. / / Соловецкое море. № 8. Архангельск; М., 2009 г. Вып.8. С. 79. 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz