Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие: развитие почитания святых как часть духовного освоения Беломорского севера Еще одним проявлением почитания святого становится написание и распространение его жития. По житию пишутся так называемые жи­ тийные иконы и, наконец, составляются тропарь, кондак и канон для церковной службы. Все эти признаки народного почитания подвижника нередко сохраняются в веках, поэтому зачастую представляется воз­ можным проследить развитие почитания того или иного святого. И этот путь может быть очень разным. Мы рассмотрим три варианта развития почитания святого на при­ мере трех святых, с которых началась монашеская жизнь на Соловецких островах. Это преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. У каждого из них свой подвиг перед Богом, и почитание каждого из этих святых развивалось совершенно по-разному. Однако именно через их иноческий подвиг святость наполнила и безлюдные до этого Соловецкие острова, и более далекие края: через Соловецкий монастырь свет право­ славной веры распространялся дальше, на Крайний Север. Важно упомя­ нуть, что Соловецкие острова в XV веке были не только ненаселенными: они были пугающими. В мировоззрении новгородцев эти острова были местом, близким к «чувственному аду» 1 (Панченко А. М., 1984. С. 94), ибо Север считался местом нечистым, близким к темной стороне за­ гробного мира. Даже богатый улов в соловецких озерах не привлекал на острова жителей. Первым человеком, в котором загорелось желание жизни и подвижни­ чества на пустынных Соловецких островах, стал старец Савватий, бывший монах Кирилло-Белозерского монастыря. Бегая от людской славы, он перешел в Валаамский монастырь, оттуда устремился дальше на север и, дойдя до берегов Белого моря, узнал о безлюдных островах и возжелал подвизаться там. По сообщению жития, он был в преклонных летах, по­ этому в ответ на его расспросы о Соловках поморы, знавшие тяготы хождения по Белому морю, смеялись над ним. Именно в это время про­ исходит его встреча с Германом - молодым юношей-рыбаком2, который, услышав рассказ старца, решил не только проводить его к островам, путь к которым был ему известен, но и подвизаться с ним вместе. Не­ легок был труд первых соловецких подвижников. Вероятно, в силу воз­ раста, труд физический лежал на Германе, а ответственность духовного 1 Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. А., 1984. С. 94. 2 Согласно археологическим данным, Герману на момент встречи с Савватием было около 15лет. Буров В. А. Государево богомолье - Соловецкий монастырь: проблемы истории великой се­ верной обители (XV-XIX вв.). М., 2013. С. 18. 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz