Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Анастасия Олеговна Любезнова святые являются и столпами духовности в определенной местности, по тому что через них и их почитание утверждается и прославляется вера в той или иной части христианского мира. Однако святость, с точки зрения христиан, «выдается» не Церковью, а Богом. Церковь лишь при знает за тем или иным человеком святость, призывая мир к его почитанию, но никак не наделяет ею Официальному церковному прославлению, или - иначе - канонизации святого, практически всегда предшествует период его народного почи тания 2. Явление почитания в каждом отдельном случае развивается по-раз- ному, но имеет основные общие черты. Начинается оно обыкновенно с места, где подвижник совершал свои подвиги. Это может быть мона стырь, храм, деревня или город, или даже епархия3. В узком же смысле слова местом начала почитания подвижника можно назвать место его за хоронения. Почитание начинается обыкновенно с частых посещений ве рующими людьми могилы подвижника4. Люди стекаются туда, чтобы попросить у него заступничества, помощи в житейских нуждах или ис целения от болезней. Традиция посещения могил усопших подвижников исходит из веры в то, что связь святых с Богом не только не прекраща ется после их смерти, но, наоборот, становится крепче; кроме того, святой после смерти не теряет своей связи и с людьми, таким образом, стано вясь связующим звеном между миром дольним и горним5. Именно свя тость освещает и освящает и место земного подвига святого, притягивает к этому месту людей, желающих почтить память подвижника и попросить у него помощи. Через некоторое время выраженное народное почитание может при вести к тому, что над могилой святого постепенно образуется так назы ваемый «надгробный комплекс», обычно включающий в себя иконы над гробом умершего праведника; также перед ними может зажигаться свеча или лампада6. Со временем над гробницей строится небольшая часовня, на месте которой потом может быть воздвигнут храм. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. Париж, 1989. С. 12. 2 Федотов Г. П. Там же. 3 Воробьев В., прот. Некоторые проблемы прославления святых к местному и общецерковно му почитанию в конце XX - нач. XXI вв. / / Прославление и почитание святых. Материалы конферен ции. М., 2010 г. С. 40. 4 Там же. С. 41. 5 Васильев В. П. I к то р и я канонизации русских святых. М., 1893. С. 214. 6 Цеханская К. В. Почитание православных святынь в России. М., 2013. С. 61. 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz