Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Преподобный Диодор Юрьегорский - основатель Троицкого монастыря в Водлозерском погосте для захоронения подвижников и праведников. Деревянная гробница-ке- нотаф была установлена в высоком подклете (полуподвале) основного сруба, где монахи устроили часовню-усыпальницу Обычно церковные подклеты в монастырях использовались как кладовые, где хранили мона стырскую казну, восковые свечи, ладан и другие вещи. Подобная гробни ца-кенотаф в Карелии сохранилась только в одном месте - на Муезере, где ранее существовал Троицкий Муезерский монастырь (ныне заброшенная деревня на острове в Беломорском районе )2. В конце XVIII века при строительстве третьего по счету Троицкого храма, уже после закрытия мужского монастыря, клирики и прихожане Юрьегорского прихода сочли необходимым сохранить прежнюю конструкцию церкви и расположение в ней надгробного комплекса, выбранные монахами в середине XVII века (усыпальница в высоком подклете). История Юрьегорского монастыря заканчивается в правление Ека терины II, когда он был закрыт и преобразован в приход. Накануне его упразднения в нем проживало всего пять монахов, которые вскоре должны были покинуть Юрьеву гору. Таким образом, монастырь существовал около 140 лет. Труднодоступная обитель не могла играть значимой роли в местном епархиальном управлении. Ее настоятели неизменно состояли в скромном звании строителей; среди них мы не встретим ни одного игу мена. Повседневная жизнь юрьегорских старцев была трудна и сурова, без всяких излишеств. Они сами обрабатывали примонастырские земли. Им не приходилось рассчитывать на постоянный приток пожертвований от многочисленных паломников. Богато украшенные иконы, дорогие книги дарились на начальном этапе московскими вкладчиками, лично знавшими Диодора Юрьегорского. За полтора столетия монастырь не стал значи тельным земельным собственником, в его владении на протяжении изуча емого периода находились десять крестьянских дворов в деревнях Луза, Коркала, Калгачиха, Голья гора и на Колгострове. У юрьегорских мо нахов не было ни соляных варниц, ни монастырских подворий в крупных мирских поселениях, а достичь значимого процветания, занимаясь только землепашеством на скудных северных землях и рыбной ловлей, было не возможно. Юрьегорский монастырь, изначально заявив о себе как о мо литвеннике за царскую семью, в последующие десятилетия не был занят Кожевникова Ю. Н. Диодор Юрьегорский - покровитель Водлозерья... С. 15-18. 2 Шургин И. Н. Никольская церковь (1602 г.) Муезерской пустыни и деревянные монастыр ские трапезные церкви / / Исчезающее наследие: Очерки о русских деревянных храмах XV-XY11 ве ков. М , 2006. С. 29-40. 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz