Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Преподобный Диодор Юрьегорский - основатель Троицкого монастыря в Водлозерском погосте поклонный крест и келью. Такое агрессивное поведение крестьян объ­ ясняется довольно просто: они боялись в будущем потерять часть своих угодий, которые могли быть пожалованы царем новому монастырю. Дамиан поселился на западном берегу Юрьева озера в пустоши (т. е. за­ брошенной деревне) не позднее середины 1620-х годов. В период нов­ городской независимости эта малодворная деревня на Юрьевой горе принадлежала двум знатным новгородцам: боярыне Оксинье и Миките Грузову, сыну новгородского посадника Афанасия Груза'. В начале москов­ ского периода их владения были конфискованы и переведены в разряд го­ сударственных черных земель. В годы Смуты крестьяне, жившие в деревне Юрьева гора, были убиты. После семи лет полного одиночества у Дамиана появился первый ученик по имени Прохор. Однажды в молитве Дамиану явился «муж светлый» и повелел ему построить в лесной глуши церковь с тремя престолами для будущего монастыря. Для становления мужской обители крайне важное значение имели ду­ ховный авторитет ее основателя Дамиана и его способность находить могущественных покровителей, таких как известный московский купец Надея Светешников. Он был одним из самых состоятельных людей нашей страны первой половины XVII века, разбогатевший на торговле солью, медью, сибирской пушниной2. Еще более значимую роль сыграло знакомство Дамиана с Алексан­ дром Булатниковым, знаменитым келарем Троице-Сергиевой лавры3. Они знали друг друга по монашеской жизни на Соловках, где в разное время оба приняли постриг (Александр был соловецким келарем до 1622 года). Выходец из знатного дворянского рода, восприемник всех детей русского царя Михаила Федоровича, Александр Булатников пользовался особым покровительством царской семьи Романовых. Именно этот человек пред­ ставил Диодора царице-инокине Марфе Ивановне и ходатайствовал перед царем Михаилом Федоровичем о выдаче монахам Юрьегорского мона­ 1 Оксинья также владела земельными участками в Важинском, Шальском, Пудожском и Ан- домском погостах, а Микита Грузов - в Пудожском, Шуйском, Толвуйском погостах. См.: Жуков А. Ю. Самоуправление в политике России: Карелия в XII - начале XVII в. Петрозаводск, 2013. С. 197-200. 2 См.: Бахрушин С. В. Промышленные предприятия русских торговых людей в XVII в. / / Он же. Исторические записки. М., 1940. Т. 8. С. 97-128. 3 Из последних работ о нем см.: Панченко О. В. Из истории культурных связей Соловецко­ го и Троице-Сергиева монастырей в первой половине XVII в.: троицкий келарь А\ександр Булатни­ ков//ТОДРЛ. СПб., 2004. Т. 55. С. 488-507; Шитова Л. А. Памятный крест, созданный «замышлением» келаря старца Александра Булатникова/, Духовное и историко-культурное наследие Соловецкого монастыря: Сб. науч. ст. и докладов. Соловки, 2011. С. 107-110; Воронцова A. М. Вклады келаря Алек­ сандра Булатникова в Троице-Сергиев и Соловецкий монастыри / / Там же. С. 110-118. 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz