Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Юлия Николаевна Кожевникова Кроме письменных источников привлекались новейшие археологи­ ческие данные, полученные в ходе раскопок на Юрьевой горе, где рас­ полагался монастырь. Раскопки проводились в этом месте впервые под руководством Алексея Викторовича Алексеева в июле 2013 года ‘. Ему удалось выявить места погребений самого Диодора Юрьегорского и его сподвижника и приемника старца Прохора. Полученный уникальный археологический материал прекрасно дополняет и поясняет сведения, имеющиеся в распоряжении историков. Выводы, сделанные на основе археологических находок, не противоречат письменным источникам и существенно дополняют их новой информацией. Так, благодаря архео­ логическим изысканиям, стало известно о страшном пожаре, случившемся в Юрьегорском монастыре в середине XVII века, когда сгорели оба мо­ настырских храма и возможно другие деревянные постройки. Таким об­ разом, новые источники позволили существенно обогатить повествование досоветского исследователя К. А. Докучаева-Баскова новыми фактами. Обратимся к личности основателя монастыря. Кто такой преподобный Диодор Юрьегорский, известный по историческим источникам как старец Демьян (Дамиан)?2 Из его жития, сохранившегося до наших дней, мы знаем, что святой появился на свет в конце XVI века «на Онеге реке в веси глаголемой Городецкой села Турчасова». Его родители, Ерофей и Мария, на­ рекли младенца в честь раннехристианского мученика Диомида. В пятнад­ цатилетием возрасте юноша ушел в Соловецкий монастырь, вступил в его братскую общину и спустя три года принял монашеский постриг с именем Дамиан. Под влиянием рассказов своего духовного отца он стал мечтать об отшельничестве, однако в то время монастырское начальство на Соловках не приветствовало монахов-пустынников. Жизнь в лесу вдали от остальной братии расценивалась как серьезное нарушение общежительного устава, принятого в Соловецком монастыре. Дамиан, стремившийся к полному уединению, был вынужден покинуть Соловки не позднее 1619 года. По реке Онеге на карбасе Дамиан добрался до устья впадающей в нее речки Кены. Попытка поселиться «в пустом лесу» близ Почозера и Ке- нозера оказалась для него неудачной. Кенозерские крестьяне, жившие в окрестностях, избили его и прогнали с места, где он успел поставить 1 Алексее в А. В. Предварительные результаты археологических исследований на месте Свя- то-Троицкой Юрьегорской пустыни / / Вестник Сыктывкарского университета. 2014. Вып. 3. С. 15-35. 2 В ранних редакциях жития святой также называется Дамианом, Домияном. См.: Панчен­ ко О. В. Житие преподобного Диодора Юрьегорского: ранние редакции Ж ития и их отношение к повестям о соловецких пустынножителях / / Святые и святыни Обонежья: материалы всерос. науч. конф. Петрозаводск, 2013. С. 19-28. 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz