Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Преподобный Диодор Юрьегорский - основатель Троицкого монастыря в Водлозерском погосте незначительное по объему сочинение каргопольского краеведа К. А. Доку­ чаева-Басковавышедшее более 120 лет назад2. Материалами для нашего исследования стали не только известные Докучаеву-Баскову письменные памятники, но в большей степени новые рукописные источники, обнару­ женные в российских архивах и библиотеках и впервые вводимые в на­ учный оборот. Поиск документов продолжался в течение всего периода работы по проекту. Выявленные источники не составляют единого ком­ плекса и рассеяны по разным архивным хранилищам страны. Отдельные документы находятся в коллекциях Российского государственного архива древних актов (Москва), Российского государственного исторического ар­ хива (СПб), Архива Санкт-Петербургского института истории РАН, ар­ хивах Новгородской и Архангельской областей и Национального архива Республики Карелия (Петрозаводск). В нашем распоряжении, помимо хорошо известного отечественным филологам Жития Диодора Юрьегорского3, имелись царские жалованные грамоты, уцелевшие в подлинниках и более поздних копиях XIX века, скупые описания монастырской усадьбы и вотчины в писцовых и пере­ писных книгах XVII века, материалы монастырского делопроизводства первой половины XVIII века4. Часть документов Юрьегорского мона­ стыря, очевидно, сгорела в пожарах середины XVII и конца XVIII века. Небрежное отношение к старым бумагам на протяжении столетий также приводило к их утратеs. В советские годы фонды духовных учреждений подвергались чисткам или уничтожались. Особой исследовательской удачей можно назвать обнаружение в Архиве Санкт-Петербургского ин­ ститута истории РАН двух ранее неизвестных царских грамот, выданных юрьегорским монахам в 1640 и 1692 годах.6 1 О нем см.: Онучина И. В. Каргопольский краевед К. А. Докучаев-Басков и его наследие: К 150-летию со дня рождения / / Археографический ежегодник за 1999 год. М., 2000. С. 160-165; Она же. Докучаев-Басков К. А. - исследователь православных святынь Русского Севера / / Правосла­ вие в Карелии: материалы III региональной научной конференции, посвященной 780-летию креще­ ния карелов. Петрозаводск, 2008. С. 3 4 9 -3 5 ’7. 2 Аокучаев-Басков К. А. Преподобный Диодор Юрьегорский и основанный им мона­ стырь //Х ристианское чтение. 1885. № 5-6. С. 771-812. 3 Один из ранних списков жития Диодора Юрьегорского переведен на современный рус­ ский язык и опубликован в «Новом Олонецком патерике - (СПб., 2013). 4 См.: Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь. (Святые и святыни Русской земли) / Науч. ред. А. В. Пигин. СПб., 2017. С. 27-31. 5 Аокучаев-Басков К. А. О б архивах / / Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1910. № 23. С. 31-47. 6 Архив СП бИИ РАН. Ф. 1^2. Переплет XII. № 121,600. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz