Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Алексей Николаевич Красиков собрание Сямженского Евфимьева монастыря 1550-х гг. отражает на чальный этап общерусского почитания явленной иконы Николы Ве- ликорецкого. В перечне книг упоминаются «тетрадка Канон Николая Чудотворца Великорецкаго» эта информация дополняется сведениями о новоначальном храме в честь него. Для самой описи (преамбула ко торой утрачена) это непосредственно датирующий признак, поскольку (как говорится в Сказании о данной иконе) примерно в 1554-1555 гг. ее впервые (а вторично, возможно, в 1556-1557 гг.) возили из Вятки в Мо скву, а на обратном пути возвращали в Вятку через вологодские земли и Устюг. Указание на «тетрадку» склоняет к предположению, что Канон этот мог быть написан в самом монастыре. Важным фактором, влияющим на распространение житийной литера туры на Европейском Севере России, было то обстоятельство, что аги ографическая тематика в издания Московского печатного двора XVII в. была представлена крайне слабо. Прежде всего типография была ориен тирована на издание боголепной литературы. Агиографические тексты издавались здесь преимущественно в богослужебном варианте. Большое значение для церковно-монастырской книжной культуры имело издание в Москве Пролога, первая часть которого вышла в 1641 г., а вторая - в 1643 2. Важнейшим фактом в развитии печатной агиографии стало издание жития Сергия и Никона Радонежских, вышедшего в Москве в 1654-1655 гг.3 Издание агиографической литературы на Украине значительно отста вало от аналогичного процесса в Москве. Первым (и то весьма условно) агиографическим изданием в этом регионе следует считать «Ж итие князя киевского Володимира», вышедшее в лаврской типографии Киева не позднее 1670 года4. Данное издание представляло собой извлечение из Повести временных лет Нестора в той части, которая была посвя щена жизнеописанию Владимира Святого. В 1671 году там же вышло житие преподобного Иоанна Рыльского, совмещенного с его службой 5, Переписные книги вологодских монастырей XYI-XVIII вв.: исследование и тексты / Отв. ред. М. С. Черкасова. Вологда, 2011. С. 245. Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XV1-XV1I веках. Сводный каталог. М., 1958. № 156, 167. 3 Там же. № 192. Запаско А. П., Исаевич Я. Д. Памятники книжного искусства. Каталог старопечатных книг, изданных на Украине. Книга 1 (15 84-1 700 ). Львов, 1981. № 469. Там же. № 491. 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz