Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Агиографическая литература в структуре церковно-монастырской книжности Русского Севера XV1-XVI1 вв. При анализе таблицы четко выделяются две группы монастыр­ ских библиотек по общему количеству единиц хранения. К собраниям первой группы относятся относительно небольшие библиотеки, в ко­ торые входит до 150 экземпляров. Такие библиотеки следует считать типичными для большинства малых монастырей этого периода. Анало­ гичный книжный фонд исследователи находят в ряде других регионов страны, в том числе в центральных уездах, Поволжье и так далее'. Доля агиографических текстов в книжных собраниях этой группы не превы­ шает 10%, данное обстоятельство обусловлено преимущественно бого­ служебной направленностью библиотек этого типа. Жития выполняли здесь вспомогательную функцию, как правило, не раздавались для ке­ лейного чтения. Иная ситуация сложилась в более крупных монастырях региона. Как правило, речь идет о книжных собраниях с фондом от 300 до 450 экземпляров. Такими библиотеками обладали наиболее богатые и значимые монастыри, некоторые из которых входили в число « сте ­ пенных». Доля агиографии здесь могла достигать 20% от общего объема книжного фонда. При этом репертуар агиографического сег­ мента был гораздо шире. Жития в виде самостоятельных книг были весьма немногочисленны. Самым распространенным из них было житие Николая Чудотворца, ко­ торое входило в состав многих монастырских библиотек в виде печат­ ного издания. Переводная агиография представлена житиями Иоанна Златоуста, Андрея Юродивого и некоторых других. Русская агиография существовала, преимущественно, в рукописях и была весьма немного­ численна. Спектр встречающихся названий достаточно широк (жития Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Кирилла Новоезерского, Ферапонта и Мартиниана Белозерских, Павла Обнорского, Димитрия Прилуцкого, Стефана Пермского, Зосимы и Савватия Соловецких, Антония Сийского, Александра Свирского, Александра Ошевенского и т.д.), но большинство житий имелись в единственных экземплярах. Некоторые описи монастырских библиотек не содержат указаний на са­ мостоятельные списки житий их собственных основателей. В некоторых случаях данные анализа состава агиографических текстов в книжных собраниях могут дать ценную информацию о процессах почитания святых и явленных икон в регионе. Книжное 1 Черкасова М. С. К изучению книжной культуры Поволжья в XVII - начале XVIII вв. (По описям монастырских библиотек) / / Марийский археографический вестник, 2005. № 15. С. 44-55. 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz