Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Археологическое изучение Троицкого Муезерского монастыря в Западном Беломорье «облегченным» вариантом жердевой изгороди. Какие-то признаки, указы­ вающие на возможные места ворот проследить не удалось. Кладбище обычно располагается рядом с церковью. По опыту обсле­ дования монастырских некрополей, историю островного могильника на Муезеро можно разделить на три условных периода: 1) братское клад­ бище в период существования монашеской обители (конец XVI - сере­ дина XVIII в.). Оно могло находиться около алтарей церквей с южной стороны или на специальном обособленном участке в границах мона­ стырской усадьбы; 2) кладбище в недолгий временной период после за­ крытия монастыря (2 половина XVIII в.) - деление погребальных зон на «старую» - монастырскую и «новую» - мирскую; 3) Приходское при­ церковное кладбище деревень близлежащей округи на «острове мертвых» (XIX-X вв.). Захоронения производятся на статусных местах вокруг храма и на «семейных участках», иногда на значительном удалении от церкви. Традиционное преднамеренное небрежение карелов к поддержанию могил «в опрятности» приводило к тому, что по прошествии не более пятидесяти лет наземные следы захоронений терялись. Кроме того, мона­ шеские погребения в северных монастырях сознательно делались без над­ могильных сооружений (насыпи, домовины, кресты и т.п.). К этому нужно добавить обычную «текучесть» в XVI-XVII вв. в общине обители и, соот­ ветственно, утрату памяти о захороненных. Поэтому при отсутствии не­ обходимости экономии кладбищенской территории более ранние могилы постоянно нарушались поздними ямами. Могилы устраивались преимущественно вне храма, около церковных стен. «Престижными» считались восточный алтарный сектор, где по­ гребали священников, монахов, и западный участок по обеим сторонам крыльца. Погребения существовали и внутри церквей, в подклети. В ал­ тарной части приходских храмов погребали, а иногда просто «склади­ ровали» домовины с умершими младенцами до года. Некрещенные новорожденные и мертворожденные в деревянных ковчежцах и выки­ дыши в берестяных «кулечках» подзахоранивались снаружи к стене церкви, вдоль ее периметра. Внутри храма производились и погребения «взрослых»: наиболее значимых членов братии могли хоронить в южной части алтаря (в дьяконнике), а мирян - в притворе'. В настоящее время остатки сельского кладбища (могильные холмики, столбики и кресты) второй половины XX в. хорошо видны к югу, западу, Шахнович М. М., Широбоков И. Г Позднесредневековый православный могильник... С. 27-49. 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz