Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Археологическое изучение Троицкого Муезерского монастыря в Западном Беломорье «облегченным» вариантом жердевой изгороди. Какие-то признаки, указы вающие на возможные места ворот проследить не удалось. Кладбище обычно располагается рядом с церковью. По опыту обсле дования монастырских некрополей, историю островного могильника на Муезеро можно разделить на три условных периода: 1) братское клад бище в период существования монашеской обители (конец XVI - сере дина XVIII в.). Оно могло находиться около алтарей церквей с южной стороны или на специальном обособленном участке в границах мона стырской усадьбы; 2) кладбище в недолгий временной период после за крытия монастыря (2 половина XVIII в.) - деление погребальных зон на «старую» - монастырскую и «новую» - мирскую; 3) Приходское при церковное кладбище деревень близлежащей округи на «острове мертвых» (XIX-X вв.). Захоронения производятся на статусных местах вокруг храма и на «семейных участках», иногда на значительном удалении от церкви. Традиционное преднамеренное небрежение карелов к поддержанию могил «в опрятности» приводило к тому, что по прошествии не более пятидесяти лет наземные следы захоронений терялись. Кроме того, мона шеские погребения в северных монастырях сознательно делались без над могильных сооружений (насыпи, домовины, кресты и т.п.). К этому нужно добавить обычную «текучесть» в XVI-XVII вв. в общине обители и, соот ветственно, утрату памяти о захороненных. Поэтому при отсутствии не обходимости экономии кладбищенской территории более ранние могилы постоянно нарушались поздними ямами. Могилы устраивались преимущественно вне храма, около церковных стен. «Престижными» считались восточный алтарный сектор, где по гребали священников, монахов, и западный участок по обеим сторонам крыльца. Погребения существовали и внутри церквей, в подклети. В ал тарной части приходских храмов погребали, а иногда просто «склади ровали» домовины с умершими младенцами до года. Некрещенные новорожденные и мертворожденные в деревянных ковчежцах и выки дыши в берестяных «кулечках» подзахоранивались снаружи к стене церкви, вдоль ее периметра. Внутри храма производились и погребения «взрослых»: наиболее значимых членов братии могли хоронить в южной части алтаря (в дьяконнике), а мирян - в притворе'. В настоящее время остатки сельского кладбища (могильные холмики, столбики и кресты) второй половины XX в. хорошо видны к югу, западу, Шахнович М. М., Широбоков И. Г Позднесредневековый православный могильник... С. 27-49. 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz