Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Археологическое изучение Троицкого муезерского монастыря в Западном Беломорье пустынь дошла до наших дней в хорошем состоянии, несмотря на то, что через Муезеро проходит туристический водный маршрут. Сакральная топография. По устоявшейся традиции общежительные монастыри России строились с соблюдением определенных правил. Место для монастыря не могло выбираться произвольно, а указы валось Божественным Промыслом и очищалось молитвой *. При избрании пристанища для отшельнической жизни православные под вижники Карелии придерживались правил, по всей видимости, сло жившихся в XIV-XV вв.: предпочитались острова, узкие перешейки между озерами и вытянутые мысы, которые нередко в начальные пе риоды строительства обителей перекапывались каналами, превра щаясь в символичные острова г. В системе евангельской топографии вода выполняла функцию преграды, отделявшей сакральную терри торию «умерших для мира». Это было подражанием святыне пра вославного монашества - «саду Богородицы» - полуострову Афон. Данному принципу следовали основатели большинства монастырей Ка релии в XV-XVII вв. Карельские деревенские кладбища также устраива лись на островах и полуостровах. Немаловажным было и эстетическое восприятие места крестьянами, как достойного сакрального приложения: «Есть у нас близ нашея деревни остров зело красен и велик... достойно де на сем острове бытии пустыне или монастырю и церкве»3. Укромный остров, избранный прп. Кассианом на таежном озере, окру женном труднопроходимыми болотами и лесами, полностью соответствовал средневековому образу «пустыни» из северорусской житийной книж ности. Возможно, он устроил монастырь недалеко от родных мест, подобно многим другим основателям карельских обителей. Внутреннее структурирование монастырской усадьбы также было единообразным: четкое разделение освоенного пространства на са кральную и хозяйственные зоны с водным рубежом между ними; для внешнего контура церковно-жилой территории - выдерживание в плане Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. Гер манские земли II/III - середина XI в. СПб.: Алетейя, 2001. С. 297-299. 2 Шахнович М. М. К вопросу о гидротехнических крестьянских сооружениях Карелии: кана лы озера Каменное (Киитехенъярви) //Т верь, Тверская земля и сопредельные территории в Средне вековье. Вып.9 .Тверь: «ИПКПарето-Принт»,2016.С.436. 3 Цит. по: Пашков А. М. Троицкая Сунорецкая пустынь в истории России / / Кондопожский край в истории Карелии и России / / Материалы IV краеведческих чтений, посвященных памяти А. И. Шошина. Петрозаводск: Прогресс, 2000. С. 81. 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz