Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Археологическое изучение Троицкого муезерского монастыря в Западном Беломорье пустынь дошла до наших дней в хорошем состоянии, несмотря на то, что через Муезеро проходит туристический водный маршрут. Сакральная топография. По устоявшейся традиции общежительные монастыри России строились с соблюдением определенных правил. Место для монастыря не могло выбираться произвольно, а указы­ валось Божественным Промыслом и очищалось молитвой *. При избрании пристанища для отшельнической жизни православные под­ вижники Карелии придерживались правил, по всей видимости, сло­ жившихся в XIV-XV вв.: предпочитались острова, узкие перешейки между озерами и вытянутые мысы, которые нередко в начальные пе­ риоды строительства обителей перекапывались каналами, превра­ щаясь в символичные острова г. В системе евангельской топографии вода выполняла функцию преграды, отделявшей сакральную терри­ торию «умерших для мира». Это было подражанием святыне пра­ вославного монашества - «саду Богородицы» - полуострову Афон. Данному принципу следовали основатели большинства монастырей Ка­ релии в XV-XVII вв. Карельские деревенские кладбища также устраива­ лись на островах и полуостровах. Немаловажным было и эстетическое восприятие места крестьянами, как достойного сакрального приложения: «Есть у нас близ нашея деревни остров зело красен и велик... достойно де на сем острове бытии пустыне или монастырю и церкве»3. Укромный остров, избранный прп. Кассианом на таежном озере, окру­ женном труднопроходимыми болотами и лесами, полностью соответствовал средневековому образу «пустыни» из северорусской житийной книж­ ности. Возможно, он устроил монастырь недалеко от родных мест, подобно многим другим основателям карельских обителей. Внутреннее структурирование монастырской усадьбы также было единообразным: четкое разделение освоенного пространства на са­ кральную и хозяйственные зоны с водным рубежом между ними; для внешнего контура церковно-жилой территории - выдерживание в плане Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. Гер­ манские земли II/III - середина XI в. СПб.: Алетейя, 2001. С. 297-299. 2 Шахнович М. М. К вопросу о гидротехнических крестьянских сооружениях Карелии: кана­ лы озера Каменное (Киитехенъярви) //Т верь, Тверская земля и сопредельные территории в Средне­ вековье. Вып.9 .Тверь: «ИПКПарето-Принт»,2016.С.436. 3 Цит. по: Пашков А. М. Троицкая Сунорецкая пустынь в истории России / / Кондопожский край в истории Карелии и России / / Материалы IV краеведческих чтений, посвященных памяти А. И. Шошина. Петрозаводск: Прогресс, 2000. С. 81. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz