Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Митрополит Митрофан (Баданин) Святой князь Владимир Святославович, Креститель Руси шегося жестко ограничивать власть и привилегии призываемого князя. Однако именно здесь, при новгородском княжении, проявились выда ющиеся качества Владимира как мужа государственного ума. Как раз во время правления князя Владимира - с IX века - появляются известные нам тексты рунических грамот, эти важнейшие документы - первые до говоры о владениях «короля Норвегии и государя Руссов» (Kunuggr af Norrik et Ruska Kununkr). В этих документах земли Великой Л а пландии: Финнмарка (в норвежском понимании) или Колапермь (в рус ском), называются - «пустынные Мархия» (outha Merkum). Слово же «марх - значит предел, граница (Гарткнох, стр. 81 )» 1. Впоследствии это понятие оформилось в слово «маркен», «марк» и закрепилось в на званиях земель: Финнмарк и Лаппмарк. Таким образом, именно князь Владимир впервые в истории Кольского Севера юридически закрепил договорами с Норвежскими конунгами статус этих земель и даннические права на них со стороны Новгородского княжества. О том, что часть земель Лапландии «принадлежала Новгороду еще прежде Ярослава [сын Владимира - м. М.], - пишет российский ученый XIX века Петр Кеппен. - Существует руническая харатейная грамота, опубликованная в 1677 году в Норвежском городке Шеене [Шиен (Skien) Б ут ков П. Три древних договора / / Журнал Министерства Внутренних Дел. СПб., 183” . Ч. 23-24. № 1-6. С. 528-529. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz