Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Игумен Михаил (Киселев) ским христианским миром носили столь жестокий характер. Историки отмечают тот факт, что именно викинги становились первыми предста­ вителями своих народов, знакомившимися с христианством и прини­ мавшими его. «Первое массовое крещение скандинавов имело место в Западной Европе. Большинство скандинавов, которые селились там в IX веке, будь то завоеватели, колонизаторы или торговцы, вскоре при­ нимали крещение» К Норвежские конунги Олав Трюггвасон2 и святой Олав Харальдссон3 крестились после знакомства с христианским миром, находясь в походах и на службе у английских королей. Путь Олава Харальдссона к христианству был связан с его пиратской деятельно­ стью на побережье южной Англии двумя столетиями позже периода жизни аббата Алкуина. Можно сказать, что они пересеклись в традиции островного христианства, сложившегося трудами последнего и его пред­ шественников. Военные действия 1010-1011 гг., в которых участвовал Олав наемником, привели к внутренней трагедии: после захвата мона­ стыря Кентербери и его разорения мученически погиб епископ Альфег (iE lfheah)4 от рук викингов-язычников (это был тот самый епископ, ко­ торый ранее миропомазал конунга Олава Трюггвасона, предка-христи- анина Олава Харальдссона). Участие в этих событиях и косвенная вина за гибель святого епископа стали поворотным моментом в жизни Олава Харальдссона5. Последующая служба у английских и нормандских ко­ ролей, глубокое погружение в мир островного и континентального хри­ стианства, сложившегося не без святых трудов аббата Алкуина в период формирования Франкской империи, привело Олава к осознанному при­ нятию христианства и миссии среди норвежского народа. Таким образом, мы видим, как в период V III-X I вв. формируется единое поле христианской жизни, преодолевающей темноту и невеже­ ство путем активной христианской миссии среди языческих народов, которая была бы невозможна без усилий по восстановлению тонкого Sawyer Р Н. Kings and Vikings. London, N ew York, 1994. P. 13” . 2 Олав I Трюггвасон - король Норвегии (995" 1000). Св. блгв. Олав Харальдссон, король Норвегии (1015-1028), просветитель Норвегии, по­ следний святой неразделенной Церкви. 4 Священномученик (t 1012), епископ Кентерберийский. М ат русов Д. Н . Некоторые особенности христианизации Скандинавского региона. С. 13-16. Электронный ресурс: http://history-m da.ru/publ/nekotoryie_osobennost_28.htm l. Дата обра­ щения: 10.09.2019 г. Аксенов И., протоиерей. Святой Олав, просветитель Норвегии. Часть 1. Элек­ тронный ресурс: https://rekvizit.info/svyatoj-olav-prosvetitel-norvegii/. Дата обращения: 10.09.2019 г. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz