Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Аббат Алкуин как тип северного подвижника-миссионера периода раннего Средневековья_________________________ На быстроходных ладьях злобный принес Аквилон. Не пощадили враги наших предков гробницы святые, Храмы господни огню предали тотчас о н и ...» 1 Практически такое же документальное свидетельство сохранилось и в письме аббата Алкуина к насельникам монастыря Уирмут-Ярроу: «На нас исполнилось то, что некогда было предсказано пророком: “С севера” (Иер. 1:14) воспылает зло, и от Господа придет “страшное великолепие” (Иов. 37:22). Вот, стремительные северные разбойники достигли берегов нашего острова»2. Но и эта беда, пришедшая с Севера, видится аббатом Алкуином как часть Промысла Божия: мечами викингов братии дается мученический венец: «Жертву Благому Царю приносили и сделались сами Жертвой, но верю, она Богу угодна была. Счастлив сей день, что сердца, напоенные горькой печалью, От непомерных скорбей к Господу вдруг обратил. Те, кто себя подчинил, словно агнцы, мечам и секирам, В радость Господню вошли, общники стали святым»3. Здесь мы видим удивительное согласие в восприятии значения со­ бытий набегов северных разбойников для монастырской братии у аббата Алкуина и спустя века - у прп. Трифона Печенгского4: минуя страдания и мучения, натурализм описания бойни, речь ведется о пути к очи­ щению через стяжание мученических венцов. Совершающие бескровную Жертву - сами были принесены в жертву, стали живыми камнями алтаря. Так над трагизмом истории торжествует христианский дух: «Думаю я, не должны мы оплакивать братьев погибших, Ибо стяжали они лучшую жизнь в Небесах, И потому перестань о судьбе их рыдать, предстоятель, Ведь одесную Христа братья ликуют в Раю . . . » 5. Трагедия Линдисфарна, нашедшая такой горячий отклик в переписке и поэтическом творчестве Алкуина, была первым значительным эпизодом кровавого знакомства Северной Европы с викингами. Однако, было бы ошибкой полагать, что все встречи северных пришельцев с европей­ 1 Там же. 2 PL. Vol. 100. Col. 164. 3 Ненарокова М. Р. Алкуин Йоркский. 4 Прп. Трифон Печенгский - основатель Печенгского монастыря, апостол лопарей. Речь идет о разорении монастыря шведами в 1589 году, которое было предсказано прп. Трифоном братии. 5 Там же. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz