Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Аббат Алкуин как тип северного подвижника-миссионера периода раннего Средневековья__________________________ блении викингами Линдисфарнского 1монастыря в 793 году ляжет в ос нову поэмы «О Линдисфарнской резне»2, написанной аббатом Алкуином сразу же после совершившегося страшного события. Именно нападение на Линдисфарнский монастырь принято в историографии за нижнюю хронологическую границу эпохи викингов, поскольку это первый четко датированный набег скандинавских «пиратов» на английские земли. Раз грабление Линдисфарна описано в «Англо-Саксонской хронике», где ему предшествуют различные предзнаменования: «Тогда зловещее знамение было явлено над землей Нортумбрии, и оно ужасно испугало людей: то были гигантские вихри, и зарницы, и видны были огненные драконы, ле тающие среди туч. За этими знаками вскоре последовал великий голод, а спустя недолгое время, за шесть дней до январских ид в этот же год, набег язычников страшно разорил Божью церковь на острове Лин- дисфарн, через грабеж и смертоубийство» 3. Важность свидетельства аббата Алкуина об этом событии трудно переоценить. Поскольку Лин дисфарнской резней открывается эпоха набегов викингов на северно-ев- ропейские земли, это первый опыт такого масштаба, то его осмысление в переписке4 с выжившими участниками общины Линдисфарна и род ственной им общины монастыря Уирмут-Ярроу чрезвычайно важно не только в качестве исторического факта, но в первую очередь - как свиде тельство жизни христианского духа, столкнувшегося с новым для него ис пытанием. Лейтмотивом его первого отклика на произошедшее в письмах станет тема изменчивости человеческой истории, невозможности надежды на постоянство и предсказуемость земного бытия: «В письме к епископу Хугибальду поэт упоминает о судьбе Рима (“Рим, окруженный венцом святых апостолов и бесчисленных мучеников, был разрушен и разорен язычниками”), Иерусалима ( “Иерусалим, город, Богом возлюбленный, погиб в пламени, зажженном халдеями”), Европы в целом (“Почти вся Линдисфарнский монастырь или монастырь св. Кутберта, крупный культурный и религи озный центр Нортумбрии, был разрушен викингами в 793 году. 2 Alcuinus. Carmina. De clade Lindisfarnensis monastery / / Duemm ler E. (ed.). M GH Poetae Latini Aevi Carolini I. Berlin: Weidmann, 1881. P. 229-235. 3 Гусакова О. В. Набеги викингов на Линдисфарн (793) и Кентербери (1011): об аллюзии к А л к у и н у в «Англо-саксонской хронике». [Электронный ресурс] / Гусакова О. В. / / Cursor Mundi: человек Античности, Средневековья и Возрождения. Электрон, дан. 2013. № 5. С. 106-116. Режим доступа: http://elibrary.ru, регламентир. (08.09.2019). С. 112. 4 Например, письмо к Хигебальду, Линдесфарнскому епископу. Jullien М -Н , & Perelman F. (ed.), Clavis Scriptorum Latinorum Medii Aevi - Auctores Galliae 735-987: tomus 11 - ALCUINUS. Brepols 'Turnhout, 1999. ALC 45. 20. PL. Vol. 100. Col. 150 152. 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz