Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Игумен Михаил (Киселев) ность однажды избранному пути воплотилась в многочисленных трудах аббата Алкуина Мы видим его в центре просветительских реформ Ка ролингской империи, стремившейся к преображению через литургиче ское единство и просвещение, имевшее своей целью осознанное участие человека в жизни Церкви, начиная от преодоления неграмотности са мого клира и заканчивая заботой о пробуждении сознания всех членов Церкви. Интеллектуализация жизни монашества на континенте, достига емая в таких высоких примерах, как обитель св. Мартина Турского, мона стырь Сен-Аманд, трудах аббата Бенедикта Аннианского, Арно, епископа Зальцбургского2, и целой плеяды святых и ученых-монахов, имела своим источником островное монашество, чрез своих лучших представителей, таких, как аббат Алкуин, оказав формирующее воздействие на основные принципы выстраивания монастырской жизни. «Там [в англо-ирландской традиции] не существовало никакого антагонизма между высокоразвитой городской светской культурой с одной стороны, и аскетическими нормами “простоты” с другой стороны. В отличие от церковных лидеров в Галлии, островные коллеги... получили интеллектуальную подготовку в своих мо нашеских общинах»3. В письме к Карлу Великому, написанном в 796 году, аббат Алкуин описывает богатство образовательной среды монастырской школы с присущим ему словесным изяществом: одних своих учеников он «услаждал медом священного Писания, других упоял чистым старым вином древней науки; одних... питал яблоками грамматических тонко стей, а некоторых... просвещал наукою о звездах»4. С конца VIII века начинается волна набегов скандинавских народов на земли Англии, родины Алкуина. Воспоминание-размышление о разгра Полное перечисление и описание трудов аббата Алкуина в Jullien М-Н. & Perelman F. (ed.). Corpus Christianorum Clavis Scriptorum Latinorum Medii Aevi (CCCSLMA) - Auctores Galliae 735-987: tomus П - ALCUINUS. Turnhout: Brepols, 1999. Большая часть из них находится в Migne J. P. Patrologia Latina (PL). Alcuini Opera Omnia. C&CI (100-101). Paris, 1851 &1863. Аббат Б. Анианский, (t 821), бенедиктинец, друг Алкуина, один из деятелей Каролингского Воз рождения, основатель Анианского монастыря - центра монашеской реформы, а также нескольких других. Арно, архиепископ Зальцбургский (t 821), митрополит Баварский, друг Алкуина. Монастырь св. Мартина Турского, центр культурного и религиозного возрождения при Каролингах, аббатом с 796-804 был Алкуин. Монастырь Сен-Аманд, центр Каролингского Возрождения, с 782-785 аббатом былАрно I архиепископ Зальцбургский. 3 DiemA. The Emergence ofMonastic Schools The Role ofAlcuin//H ouw enL.A J.R ., MacDonald A. A. (ed.). Alcuin of York Scholar at the Carolingian Court. Proceedings of the 3d Germania Latina Conference held at the university of Groningen, Groningen, Germania Latina, 3,1998. P 33. 4 Jullien M-H., &Perelman F. (ed.), Clavis Scriptorum Latinorum Medii Aevi - Auctores Galliae 735-987: t. II - ALCUINUS. Brepols/Turnhout, 1999. ALC 45.121. PL. Vol. 100. Col. 20~—210. Ep. XL1I1: « ... sanctarum mella Scripturarum ministrare satago; alios vetere antiquarum disciplinarum mero inebriare studeo; alios grammaticae subtilitatis enutrirepomis incipiam; quosdani stellarum ordine... Sed exparte desuntmihi servulo vestro exquisitiores eruditionis scholasticae libelli, quos nabui in patria per bonam et devotissiam magistri mei industriam...». 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz