Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Аббат Алкуин как тип северного подвижника-миссионера периода раннего Средневековья__________________________ замечательных наставников, просветителей, примером своей жизни рож давших жажду к свету истины у своих подопечных. Вероятно, этот настав нический посыл, отличавший святых английской церкви рассматриваемого периода, послужил той востребованной чертой для возрождения и упо рядочивания христианской жизни континентальных государств. Согласно примеру св. Беды, монашеский образец жизни включает в себя молитву, чтение, письмо, преподавание. Мы видим образец ученого монашества вы сокой аскетической практики, в своем педагогическом порыве обращенного к миру, лежащему в невежестве. Для аббата Алкуина преподавательская де ятельность не была самоценна, она была направлена на просвещение души и сознания человека, давала ключ к чтению и пониманию Священного Пи сания. Аббат Алкуин и его сподвижники своими трудами возвращали ев ропейскому миру Библию в свете святоотеческого учения. Подобное же делание мы видим и в истории подвижничества нашего северного края: вспомним труды прп. Феодорита Кольского1по созданию лопарской азбуки и переводу Писания и молитв на лопарский язык, вспомним продолжение этих трудов в прошлом веке трудами протоиерея Константина Щеколдина2. Для святых северных земель свойственно искание лучшего опыта, за ко торым они не боятся следовать на дальние расстояния. В жизни аббата Ал куина мы видим паломнические путешествия, которые он предпринимал как в ранние годы своей жизни, будучи диаконом церкви Йорка, в Рим и кон тинентальные монастыри в поисках святоотеческих книг, несущих кру пицы драгоценного духовного опыта, так и в период своего служения при дворе Карла Великого, когда Алкуин уже сам, будучи авторитетнейшим бо гословом и человеком святой жизни, был вынужден следовать в различные точки империи франков и в соседние государства для участия в встречах, вызванных проблемами как миссии среди недавно покоренных языческих народов, так и возрождением еретических учений. И это при том, что до конца своей жизни он неоднократно обращался к идеалу уединенной жизни, которой был лишен в зрелые годы, призванный к служению Церкви. Слова, отнесенные им к св. Беде в поэме о Йоркской церкви, в полной мере могут быть приложимы и к трудам самого Алкуина: «О н следовал по стопам древних отцов, шествуя путем прямым и узким во все свои дни» 3. Вер 1 Прп. Феодорит Кольский ( t 1571), архимандрит, просветитель лопарей, входит в Собор Кольских святых. Протоиерей Константин Щеколдин ( t 1915), священник, просветитель лопарей. 3 Alcuin. The Bishops, Kings, and Saints ot York//Godman P. ed. New York: Oxford University Press, 1982. P. 102-103: «Actu, mente, fide veterum vestigia partum semper dum vixit directo est calle secutus». 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz