Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Аббат Алкуин как тип северного подвижника-миссионера периода раннего Средневековья_________________________ традиция осталась единственной представительницей древнего хри­ стианства Англии. «Церковь в Ирландии, где отсутствовали городские епископские кафедры, строилась главным образом на монастырской ос­ нове, и епископы осуществляли власть не над определенным террито­ риальным диоцезом ', как это имело место на континенте, а скорее над совокупностью связанных между собою монашеских общин... Преоб­ ладающее влияние монашества в кельто-ирландской церкви сделало ее более аскетичной по своему характеру, чем римско-католическая, а ир­ ландских отшельников - известными по всей раннесредневековой Ев­ ропе своей строжайшей дисциплиной и особой святостью» 2. Таким образом, мы видим ирландскую монашескую аскетическую традицию, оказавшую влияние на формирование аббата Алкуина, выразившуюся в идеале миссионерских подвигов св. Брендана Клонфертского Море­ плавателя, св. Колумбы и св. Айдана3, а также английскую городскую христианскую традицию церковно-образовательных центров, сфор­ мированных вокруг епископских кафедр. Годы жизни аббата Алкуина (735-804) приходятся на VIII век, который стал временем активной про­ поведи англо-ирландских миссионеров на континенте, первоначально - во Фризии4 и Германии. Сам аббат Алкуин, воспитанный в традициях Церкви Нортумбрии5, большую часть жизни провел при дворе Карла Великого6, призванный туда самим королем, впоследствии императором. Ко времени призвания в 781 г. он уже имел серьезный авторитет как ученый-энциклопедист, подвижник высокого уровня духовной жизни, наследник лучших традиций Английской Церкви. Его просветитель­ ские труды на континенте им самим рассматривались как продолжение трудов своих знаменитых предшественников: свт. Виллиброрда, род­ ственником которого он был, и свт. Бонифация7. Для понимания под­ 1 Церковно-административная территориальная единица, возглавляемая епископом или ар- хиепископом. 2 Глебов А. Г Англия в раннее Средневековье. СПб: Евразия, 2007. С. 73. Св. Брендан Клонфертский (t 578), священник, основатель многих монастырей, мудрец, про­ рок, миссионер. Св. Колумба (t 597), монах-миссионер, один из 12 апостолов 11рландии. Св. Айдан Линдис- фарнский (+ 651), основатель и первый епископ Линдисфарнского монастыря, апостол Нортумбрии. 4 Королевство на территории Нидерландов и Северной Германии (500-734 гг.). 5 Нортумбрия (королевство северных англов) - одно из англосаксонских государств, вхо­ дивших в англосаксонскую гептархию (от греч. етгга - семь и ар^)] - власть, царство) - с 5 00 -850 гг. столицей был Йорк, родной город аббата Алкуина. 6 Карл Великий, (t 814), король франков, лангобардов, герцог Баварии, император Запада с 800 г. 7 Свт. Виллиброрд, (+739), бенедиктинец-миссионер, апостол Фризии. Свт. Бонифаций, (+754), архиепископ Майнцский, миссионер-реформатор во Франкском государстве, апостол всех немцев. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz