Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Иеромонах Григорий (Матрусов) тину христианского смирения и следования воле Божией даже до смерти. В той форме и в той ситуации - эта была «истина не общепризнанная, спорная». Господь прославил святых угодников чудесами, а Русская Церковь приравняла это свидетельство к свидетельству первых стра дальцев за веру, прославив их как мучеников. Подобно этому был прославлен святой король Англии Эдуард, не винно убиенный своими родственниками. И здесь мы видим несколько отличный от традиционного подход к прославлению святого короля в чине мучеников, как об этом пишет свящ. А. Филлипс: «Чудеса, после довавшие после этого происшествия, позволили назвать убийство короля мученичеством» Опыт сопоставления подвига святого Олава с вышеуказанными примерами позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, святой Олав прекрасно осознавал, что его возвращение в Норвегию сопря жено с трудностями и опасностями. Мы считаем, что святой Олав ру ководствовался, прежде всего, указанием, полученным во сне. Далее можно считать, что уже непосредственно перед битвой св. Олав знал о своей гибели. Два видения, о которых повествует Снорри 2, и, главным образом, второе из них, в котором Олав видел лестницу и взошел до самой верхней ступени, были для него явным извещением скорой гибели. Между тем, святой Олав не останавливается в своем ре шении. Естественное желание победить уступает место преданности воле Божией. Во-вторых, используя глубокую мысль норвежского исследователя Лангслета, можно сказать, что братья Борис и Глеб, король Эдуард, князь Олав прославлены как святые, «потому что Бог очевидным об разом использовал их жизнь и смерть как средство» 3 для возвещения и прославления Истины. Их святость заключается в готовности принять безропотно и осознанно это избрание. Святой Олав являет подвиг святости, потому что принимает с послу шанием то, что ему предназначено исполнить от Бога. Церковь прослав ляет святого Олава как мученика, потому что смерть в битве становится свидетельством (^apxup iov ) жизненного подвига преданности Богу и делу проповеди веры Христовой, а сам святой Олав становится муче 1 Ф иллипс А . свящ. Святой Святой Эдуард-мученик и судьба Англии. Электронная версия: h ttp :// www.pravoslavie.ru/put/31958.htm 2 Стурлусон Снорри. Круг Земной. М , 1980. С. 355. 3 Langslet L. R . Var Hellig Olav en ekte helgen? Статья. Авторская рукопись. 2010. 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz