Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

К вопросу о православном почитании Олава Харальдссона, просветителя Норвегии (995-1030) к разряду мучеников может признаваться неточным - ввиду того, что они, строго говоря, не претерпели мучений как таковых, не были му­ чимы за веру. На этом основании современные богословы иногда предпочитают говорить о них не как о “мучениках”, но как о “страс­ тотерпцах” - фактически противопоставляя, таким образом, эти две разновидности святых. Между тем ранее слово “страстотерпец” было синонимом “мученика” (что обусловлено самой этимологией слова “страстотерпец”). Для нашей темы важно иметь в виду, что Борис и Глеб после своей канонизации были признаны мучениками - так они называются в древнейших молитвословиях, так же они изображаются и на иконах; в образе мучеников они являются и в видении, предвещая победу Александра Невского над шведами в 1240 г.» *. Подобное же недоумение возникает, когда рассуждаем о святости свя­ того Олава и его мученичестве, ведь норвежский конунг не претерпел мучений собственно за веру, как это случалось в эпоху гонений на хри­ стианство в первые века. Чтобы разрешить недоумение, обратимся к пониманию подвига му­ ченичества первыми христианами. В. В. Болотов пишет: «Слово “му­ ченик”, которым переводится у славян греческое ^арти^ - свидетель, передает лишь второстепенную черту факта (мучения - иером. Гр.) и явилось, как отзыв непосредственного человеческого чувства на пове­ ствование о тех ужасных страданиях, которые переносили ^артире^» 2. Величие подвига христианских мучеников заключалось, прежде всего, в их свидетельстве об Истине. Это свидетельство не могли остано­ вить ни уговоры, ни посулы, ни заключения под стражу, ни пытки: «Для того, чтобы возвестить истину всем известную, от возвеща­ ющего не требуется особой нравственной энергии, так как про­ поведь не налагает на него чрезвычайной ответственности перед обществом и не подвергает его опасности со стороны общества; да и для самого общества эта проповедь не имеет высокой ценности. Следовательно, f lapzvt ,... означает того, кто возвещает истину не общепризнанную, спорную, и при этом возвещает ее один. А для этого требуется высокая нравственная энергия» 3. Святые страстотерпцы Борис и Глеб своей смертью возвестили ис­ I Успенский Б. А. Борис и Глеб: Восприятие истории в Древней Руси. М., 2000. С. 11. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. М., 1994. Т. II. С. 3. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. М., 1994. Т. II. С. 8. 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz