Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Иеромонах Григорий (Матрусов) стали почитать Олава как святого после его кончины. Народ стал почи тать Олава как просветителя, мученика и «вечного короля Норвегии». Подвиг мученичества У человека, познакомившегося с жизнью святого Олава, естественно возникает вопрос: «В чем заключалось мученичество святого Олава?». Строго говоря, святой Олав не претерпел мучений за веру во Христа от гонителей. В битве при Стиклестаде с обеих сторон были и языч ники и христиане ‘. Можем ли мы в таком случае называть святого Олава мучеником? В традиционном представлении мученик - человек, претерпевший страдания за веру во Христа и умерший во время этих мучений. Об ратим в связи с этим внимание на некоторые особенности понятия «мученичество», которые имеют самое непосредственное отношение к подвигу святого Олава. В истории, как известно, существовали исключения, когда человек, не принимая физических мучений за веру, становился мучеником. Таковы мученица царица Александра и мученица София, мать святых мучениц Веры, Надежды, Любови. Пример другого характера мы видим в истории русской святости - князья Борис и Глеб. Олав Харальдссон прекрасно знал о жизни и под виге святых Бориса и Глеба, и, возможно, опирался на их пример в своих действиях. С другой стороны есть предположение, что прославление святого Олава в Норвегии послужило своеобразным катализатором об щецерковного прославления святых братьев на Руси. Некоторые черты святости, безусловно, объединяют святых братьев-страстотерпцев и нор вежского святого. В каком чине мы прославляем святых Бориса и Глеба? Страстотерпцы. Были ли святые Борис и Глеб изначально прославлены как страстотерпцы? В качестве ответа приведем выдержку из исследования Б. А. Успен ского, касающегося именно этого вопроса: «Действительно, Борис и Глеб изначально воспринимались как мученики: уже в древнейших службах они называются “мучениками”, уподобляясь, в частности, пер вомученику Стефану... В новое время причисление Бориса и Глеба Хотя, на наш взгляд, очень важным аспектом, который обычно не акцентируется учеными, является то, что предводители войска, выступившего против святого Олава, были вождями, принад лежавшими к языческой партии Тренделага. 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz