Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
К вопросу о православном почитании Олава Харальдссона, просветителя Норвегии (995-1030) рира, на то место, где у него была рана, и ему не понадобилось ее пе ревязывать, так быстро она зажила. Торир сам рассказывал об этом чуде, когда святость Олава конунга стала явной для всех. Торир был первым из знатных людей в войске врагов конунга, кто признал свя тость конунга» ‘. Это свидетельство, как замечает исследователь, само по себе очень примечательно, потому что оно исходит от человека, бывшего ярым про тивником святого Олава, фактически убившего Олава, так что все его инстинкты и личные интересы должны были быть направлены в противо положную сторону2. Прошел буквально один год, и Олав был провозглашен святым. Видный норвежский историк О. Страум пишет: «Тело Олава было пере несено с места захоронения на песчаном берегу возле Нидельвы в собор Святого Климента в Тронхейме. Возникает логичный вопрос: что по служило основанием для столь резкой и всеобщей перемены? Какова была причина для распространения широкого почитания святого Олава? На эти вопросы сложно дать исчерпывающий ответ. Причин но-следственные связи сложны, и их трудно проследить»3. Ответ может крыться в свидетельстве Снорри Стурлусона: «В ту зиму многие в Трандхейме стали говорить, что Олав конунг был святым, и рассказывали о многочисленных свидетельствах его святости. Многие тогда стали взывать к нему в своих молитвах, прося помочь в их нуждах. Такие молитвы помогали многим, одни получали ис целение от недуга, другие удачу в путешествии или что-нибудь еще, в чем они нуждались»4. Считаем, что именно Божье прославление св. Олава через много численные чудеса «принудило» епископа Гримкеля прославить этого святого и среди людей. В противном случае кажется совершенно не вероятным, что иностранный епископ, принадлежавший к свите не популярного и нелюбимого конунга, главный советник и участник «принудительной христианизации» просто осмелился бы вскоре после смерти св. Олава взяться за прославление «жестокого конунга Олава Харальдссона». Стурлусон Снорри. Круг Земной. М , 1980. С. 364. 2 Langslet L.R . Olav den Hellige. Oslo, 1998. S. 90. 3 Straum 0 . Norron tro og kristningen av Norge. Bergen, 2004. S. 48. 4 Стурлусон Снорри. Круг Земной. М , 1980. С. 371.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz