Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

К вопросу о православном почитании Олава Харальдссона, просветителя Норвегии (995-1030) рира, на то место, где у него была рана, и ему не понадобилось ее пе­ ревязывать, так быстро она зажила. Торир сам рассказывал об этом чуде, когда святость Олава конунга стала явной для всех. Торир был первым из знатных людей в войске врагов конунга, кто признал свя­ тость конунга» ‘. Это свидетельство, как замечает исследователь, само по себе очень примечательно, потому что оно исходит от человека, бывшего ярым про­ тивником святого Олава, фактически убившего Олава, так что все его инстинкты и личные интересы должны были быть направлены в противо­ положную сторону2. Прошел буквально один год, и Олав был провозглашен святым. Видный норвежский историк О. Страум пишет: «Тело Олава было пере­ несено с места захоронения на песчаном берегу возле Нидельвы в собор Святого Климента в Тронхейме. Возникает логичный вопрос: что по­ служило основанием для столь резкой и всеобщей перемены? Какова была причина для распространения широкого почитания святого Олава? На эти вопросы сложно дать исчерпывающий ответ. Причин­ но-следственные связи сложны, и их трудно проследить»3. Ответ может крыться в свидетельстве Снорри Стурлусона: «В ту зиму многие в Трандхейме стали говорить, что Олав конунг был святым, и рассказывали о многочисленных свидетельствах его святости. Многие тогда стали взывать к нему в своих молитвах, прося помочь в их нуждах. Такие молитвы помогали многим, одни получали ис­ целение от недуга, другие удачу в путешествии или что-нибудь еще, в чем они нуждались»4. Считаем, что именно Божье прославление св. Олава через много­ численные чудеса «принудило» епископа Гримкеля прославить этого святого и среди людей. В противном случае кажется совершенно не­ вероятным, что иностранный епископ, принадлежавший к свите не­ популярного и нелюбимого конунга, главный советник и участник «принудительной христианизации» просто осмелился бы вскоре после смерти св. Олава взяться за прославление «жестокого конунга Олава Харальдссона». Стурлусон Снорри. Круг Земной. М , 1980. С. 364. 2 Langslet L.R . Olav den Hellige. Oslo, 1998. S. 90. 3 Straum 0 . Norron tro og kristningen av Norge. Bergen, 2004. S. 48. 4 Стурлусон Снорри. Круг Земной. М , 1980. С. 371.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz