Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Иеромонах Григорий (Матрусов) всем этом и обращал свои мысли к Богу, прося, чтобы Бог указал, как ему лучше всего поступить» ’. - В последние дни своей жизни конунг много молится: «В ту ночь, когда конунг остановился со своим войском... сказано, он долго бодр­ ствовал и молился за себя и своих людей и мало спал. Только к рассвету он задремал»2. В своем обращении к войску перед битвой конунг высказывает полное упование на промысл Божий: «Я буду молить Бога, чтобы мне было суждено то, что Он считает для меня наилучшим»3. Олав пытается обратить ко Христу тех людей, которые хотят сра­ жаться на его стороне. К одному из пришедших воинов конунг говорит: «Если ты хочешь верить в меня, то должен поверить и в то, чему я тебя научу. Ты должен поверить, что Иисус Христос создал небо и землю и всех людей и что к нему идут после смерти все добрые и праведные люди»4. 2. Гибель Олава Харальдссона и его прославление Олав Харальдссон погиб в битве при Стиклестаде в 1030 году. По об­ щему мнению исследователей, это не было битвой между язычниками и христианами, скорее, это была битва за Норвегию. Живительным фактом является то, что сразу после гибели конунга Олава начались различные чу­ деса. Эти чудеса были зафиксированы скальдами, и мы упомянем об этом чуть ниже. Поразительно то, что смерть конунга стала разделительной чертой, после которой началась новая история Норвегии. Нелюбимый и непопулярный правитель становится самым популярным святым и по­ кровителем Норвегии, объединяя после своей смерти всю Норвегию, своих бывших врагов и друзей. Сама гибель конунга описывается так: «Торир Собака (нанесший смер­ тельную рану Олаву - иерод. Гр.) пошел к телу Олава конунга и убрал его, как полагается. Он положил тело конунга на землю, распрямил его и на­ крыл. Он говорил потом, что, когда он вытирал кровь с лица конунга, оно было прекрасно, и на щеках его играл румянец, как у спящего, но только ярче, чем при жизни. Кровь конунга попала на кисть То- Там же. С. 341. Там же. С. 352. Там же. С. 354. Там же. С. 356. 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz