Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
К вопросу о православном почитании Олава Харальдссона, просветителя Норвегии (995-1030) ращенной к Святой Троице. Молитва была составлена, видимо, в XI - начале XII веков и сохранилась в многочисленных списках XIV-XVI вв. В этой молитве среди прочих имен перечисляются следующие: «... Хри стофоре, Вячеславе, Магнуше, Конуте, Венедикте, Албане, Олове, Ботулве, Софоне, Романе, Анфиме, Максиме, Борисе и Глебе, Панкратие, все святии мученицы, молите Бога за мя грешнаго» ‘. Само существование такой молитвы свидетельствует о народном почитании святого Олава на Руси. Еще один интересный факт был подробно исследован Ф. Б. Успен ским 2. Автор полагает, что имя Олух, встречающееся на Руси вплоть до XVI века, является производным от имени Олав. Одним из аргументов ученого является как раз факт широкого почитания святого на Руси. 4. Суть еще одного аргумента «против» заключается в том, что, не смотря на то, что широкое почитание Олава в Скандинавии, по всей вероятности было известно в средневековом Новгороде и Киеве, его имя не попало в древнерусские святцы: «несмотря на то, что он был известен, его имя совсем не попало в древнерусские святцы, является сильным аргументом, что его не включили в них не по забывчивости». На наш взгляд, несмотря на справедливость данного замечания в целом, такого рода аргументы не могут являться определяющими при рассмо трении вопроса внесения того или иного имени в месяцеслов Церкви. Во многих случаях церковному сознанию требуется по тем или иным причинам время, иной раз довольно продолжительное, для офици альной канонизации. Приведем несколько ярких примеров подобного рода. Народное по читание св. равноапостольного князя Владимира началось вскоре после его смерти в 1015 году. Несмотря на это, официальная канонизация, по всей видимости, состоялась спустя более 200 лет, около 1240 года. Имя другого великого князя - святого Александра Невского - было внесено в общецерковные святцы в 1547 году, спустя почти три столетия со дня его кончины в 1263 году. Его сын, святой благоверный князь Даниил Московский (+1303), был канонизирован в 1791 г., почти 5 веков после смерти. Еще более яркий пример - св. благоверный князь Дмитрий Донской. Вряд ли его имя было забыто в какую-то историческую эпоху существо 1 Архангельский А . С. Любопытный памятник русской письменности XV века. СПб, 1884. С. 13. 2 Успенский Ф. Б. Варяжское имя в русском языковом обиходе //Успенский Ф. Б. Скандина- вы-Варяги-Русь. М.: «Языки славянской культуры», 2002. Электронная версия: http://www .ruthenia. ru/folk)ore/ouspensky2.htm 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz