Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Иеромонах Григорий (Матрусов) остатками языческих традиций призван был бороться установленный хри­ стианский закон и государство... Подведем некоторые итоги. Приведем некоторые данные по количе­ ству церквей в Норвегии в Средние века. Население в Норвегии в 1000 году оценивается в 150000 человек. В следующие три века население увеличилось вдвое или втрое. Таким образом, в 1300 году оно состав­ ляло примерно 300000-450000 человек. В этот период в стране было по­ строено 1200 церквей, то есть одна церковь примерно на 400 человек. Таков был результат миссионерского дела, начатого святым Олавом. 3. «В Новгороде была построена церковь в честь св. Олава... Ве­ роятнее всего этот храм был католическим...». Что касается храма святого Олава, то следует отметить, что, по всей видимости, церковь была построена специально для скандинавов, слу­ живших в Новгороде. Вероятнее всего, время ее построения - время после 1054 года, то есть время разделения Западной и Восточной церквей. В этой связи, на наш взгляд, представляется очень любопыт­ ными и показательными следующие факты. Во-первых, как отмечает А. Ю. Карпов, церковь «посещали не только варяги, но и коренные новгородцы, а особенно новгородки» '. Е. А. Мельникова считает, что «косвенным указанием на это является то, что в трех из четырех но­ велл к помощи Олава обращаются местные жители, а не скандинавы. Но более значимое свидетельство мы находим в “Вопрошании” Кирика Новгородца (XII в.), где предусмотрено наказание для тех новгородцев, которые водили “к варяжскому попу дети на молитву”. “Варяжский поп”, очевидно, священнослужитель церкви св. Олава, а, следовательно, и сама церковь и ее патрон св. Олав, судя по этому запрещению, пользовались определенной популярностью среди местных жите­ лей»2 (выделено мной - иером. Гр.). Таким образом, видим, что почитание св. Олава в простом право­ славном народе было, несмотря на неодобрение и прямой запрет со сто­ роны православного духовенства. Представляется, что данный запрет был связан не с именем св. Олава, а с принадлежностью церкви непра­ вославной общине. 0 народном почитании Олава на Руси могут свидетельствовать и те факты, что имя святого Олава находится в одной русской молитве, об­ 1 К арпов А . Ярослав Мудрый. Ж ЗЛ. М., 2001. С. 248. 2 Древняя Русь в свете зарубежных источников. Ред. Е. А. Мельникова. М., 1999. С. 556. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz