Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

К вопросу о православном почитании Олава Харальдссона, просветителя Норвегии (995-1030) что в скором времени не стало хватать тех священников, которых конунг привез с собой из Англии. Олав был вынужден обратиться к архиепи­ скопу Анвану (Unwan) Бременскому за помощью в обеспечении клиром. Святой Олав предстает перед нами также как строитель церквей. Если Олав Трюггвасон построил лишь несколько церквей в Норвегии, некоторые из которых вслед за этим были или разрушены или пришли в упадок, то Олав Харальдссон явился активным храмостроителем. Он построил церкви в каждом фюльке, в каждом большом районе. Норвеж­ ский исследователь так характеризует этот аспект деятельности св. Олава: «Народная традиция свидетельствует о значительной храмостроительной деятельности Олава Харальдссона, конунга-крестителя. Многочисленные старые средневековые церкви по всей стране, согласно сказаниям, были построены по его личной инициативе. Это касается между прочим Бенснес, Нордерхов и Стайн-кирхе в Рингрике, Болер в Эстфолде, Финсланна в Сегне, Авалдснес в Кармсунне, Ейвиндвиг в Согне, Гармо в Луме и кафедрального собора в Нидаросе» Святой Олав сумел так организовать эту деятельность по возве­ дению храмов, что во многих поселениях знатные люди сами строили церкви и содержали их. Можно предположить, что это было не только исполнением обязанности, но и личным благочестивым желанием людей, у которых была возможность построить и содержать церковь в своих вла­ дениях. Известно немало мест, где был такой порядок устроения церквей. Так в одной небольшой области Румерике, в Эстланне, к северу от Осло насчитывалось порядка 40 церквей в частных владениях зажиточных людей2. Известный церковный историк следующим образом характеризует не­ которые аспекты и результаты церковной деятельности святого Олава: «Таким образом, возможно, что в эти тринадцать лет мирной работы были устроены три естественных центра для молодой норвежской церкви: Нидарос, Селье и Осло. Но все же сильный прогресс едва ли мог быть еще зафиксирован. По-прежнему существовала вера в богов и почитание природы. Оказалось, что особенно сложно было устроить, чтобы погре­ бение происходило по церковному обычаю. Именно культ предков был особенно живуч в скандинавской религиозной традиции» 3. С этими 1 Hodne 0. St Olavs ogVatnas kirke / / Norveg. Tidsskrift tor folkelivsgransking. Oslo. N 25.1982. S. 119. 2 Sanmark A. Power and conversion - A comparative study of Christianization in Scandinavia. Uppsala University, 2004. P. 89. 1 Birkeli F. T olvvintrerhaddekristendom m envsrti Norge. Oslo, 1995. S. 175, 176. 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz