Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Иеромонах Григорий (Матрусов) к повествованиям саг о благочестии конунга и многочисленных чудесах, совершенных по его молитвам, о чем мы специально скажем ниже. То, что применение силы в большей мере относилось не к христи анизации, а к аспекту устроения государства, свидетельствует и на блюдение норвежского историка К. Джойса, который указывает на отсутствие исторических данных о гибели священников-миссионеров во время деятельности святого Олава. Из этого он заключает, что «ни чего не указывает на то, что бонды активно выражали протест, после того как они соглашались с конунгом Олавом принять христианство» Возможно, когда мы читаем о применении святым Олавом силы во время христианизации, перед нами открывается новый аспект характера конунга - ревность о Боге. Адам Бременский отмечает это свойство ко нунга, умевшего и мирно править и ревностно бороться с язычеством: «И в моменты затишья тот же Олав управлял своим королевством по суду и справедливости. Говорят, что среди других добродетелей у него была большая ревность о Боге, таким образом, что искоренил волхвователей в своей земле» 2 (выделено мной - иером. Гр.). Миссионерская деятельность святого конунга заключалась преимуще ственно в том, что он ездил по стране и убеждал людей принять христианство. По мысли историка Й. Квистада, это касалось, прежде всего, предводителей народа: «Конунги миссионеры пользовались простым методом, утверждая христианство. Самым важным было крестить хевдингов в разных частях страны, тогда остальное население следовало следом за ними»3. Интересное наблюдение было сделано современным норвежским ис следователем О. Твеито в отношении применения силы во время хри стианизации: «Христианизаторская деятельность норвежских конунгов в определенных областях в определенные моменты заключалась в своего рода повторном крещении групп людей, которые были крещены, но ко торые вернулись к старому культу. В таких случаях существовавшее тогда церковное учение допускало применение дополнительной силы в качестве метода христианизации»4. Миссионерская деятельность святого Олава была очень успешной. Дополнительным тому подтверждением является свидетельство о том, 1 Joys С. Vart folks historie. Oslo, 1962. Vol. II. S. 53. 2 Adam ofBremen. History ofthe archbishops ofHamburg-Bremen. Trans, by F.J. Tschan. New York, 2002. R94. 3 K vistad Y. Stiklestad spelet, Schibsted, 2003. S. 102. 4 Tveito 0 . Ad fines orbis terrae. Oslo, 2004. S. 362. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz